Войти в почту

Сервиз «Мадонна»: почему о нем мечтала каждая советская домохозяйка

В моем детстве было маленькое фарфоровое чудо: сервиз «Мадонна». Стоял он всегда в серванте, доставался только во время генеральной уборки. Даже для гостей «Мадонну» не доставали. Просто все знали, что дорогой сервиз, признак того, что «жизнь удалась», в доме имеется. И этого знания было достаточно. Уборкой руководила мама. Мне доставалось протереть влажной тряпочкой хрустальные стаканы, фарфоровую фигурку Пушкина с пером и сами полки. А мама наводила блеск на «Мадонну». Конечно, когда мамы не было дома, несколько раз я с подружкой Ленкой доставала, очень осторожно, сервизные чашечки и блюдечки. Помню ощущение тайны и приобщения к запретному. Красотища небывалая! Сюжетные картинки в центре, золотые узоры, с обратной стороны — синее клеймо. Сервиз отдавал чем-то глубоко буржуазным и порочным. На рисунках любили друг друга пышнотелые красавицы в греческих одеждах и сандалиях; из-за куста выглядывал кудрявый Купидон. Никакой мадонны и младенца не было и в помине. Сиял всеми цветами радуги перламутр. Из чашечек однажды даже пили чай, и мне казалось, что этот перламутр поплыл по поверхности, как по луже расплывается бензин. Я не почувствовала вкуса чая, уж больно боялась разбить драгоценный экспонат. Все обошлось, хотя по закону жанра чашечка должна была быть разбита; но — нет. За стрелу ответил Сюжетов «Мадонны» два. Первый — соблазнение нимфы Каллисто Юпитером, главным из богов. Нимфа Каллисто была из свиты покровительницы охотников Дианы. Так же, как и Диана, Каллисто дала обет безбрачия. Пожалуй, группа Дианы была своеобразным предтечей феминистического сообщества — вели здоровый образ жизни, охотились, омывались в чистейших источниках и… напрочь исключали мужчин из своей жизни. Из «сообщества» можно было выйти — нужно было только предупредить Диану об изменении статуса и покинуть спортивно-религиозную общину. Девице, потерявшей невинность, было запрещено касаться священного источника Дианы, в котором она совершала каждодневные омовения. Юпитер влюбился в красавицу Каллисто. Но, понимая, что добровольно она не захочет расстаться с невинностью, решил соблазнить ее, прикинувшись Дианой. Любимой наставнице Каллисто не отказала в ласках. Две обнимающиеся красотки на рисунке — это Каллисто и Юпитер в образе Дианы. На сервизе «Мадонна» Юпитера можно узнать по полумесяцу на лбу. А через девять месяцев Каллисто родила сына. Разразился скандал похлеще чем с Харви Вайнштейном, но виноватой назначили несчастную нимфу. Диана с позором прогнала ее от своего священного источника, а Юнона, жена неверного Юпитера, превратила Каллисто в медведицу. В обличье зверя Каллисто пятнадцать лет бродила по густым лесам, и вдруг навстречу ей выбежал юноша с луком и стрелами. С тоской она узнала в нем своего сына Аркада… Сын же не узнал мать и уже готов был убить медведицу, но Юпитер спас Каллисто. Он перенес ее и Аркада на небо, превратив в созвездия Большой Медведицы и Волопаса. Малой Медведицей стала то ли подруга Каллисто, то ли ее верная собака… Ревнивая Юнона и здесь не успокоилась. Узнав о чудесном спасении Каллисто и Аркада, она учинила скандал и заставила океанид не пускать отражения Большой и Малой Медведиц в море. И по сей день эти созвездия не отражаются в морской воде. Океаниды гонят Каллисто с сыном прочь, так же как когда-то Диана прогнала преданную нимфу от своего источника… Второй сюжет «Мадонны» — наказание Купидона. Поскольку Юпитер был самый главный начальник, а значит, виноватым не мог быть по определению, нашли «стрелочника» — мальчика Купидона. Раз это он послал стрелу в сердце Юпитера, а тот взял да и влюбился в Каллисто, то, значит, и виноват Купидон. За стрелу ответит! Стрелы ему поломали и развели из них костер. Диана пупсика связала, а лук отобрала и сломала через колено. Пусть теперь плачет и страдает Купидон! А Юпитер, что ж, он вроде как и ни при чем оказался. Подруга муз Рисунки сервиза «Мадонна» взяты с картин Ангелики Кауфман (1741–1807), немецкой художницы. Ее автопортрет можно увидеть в Эрмитаже. Широкополая шляпа, хитрые умные глаза, лукавая полуулыбка. Сама — будто персонаж греческой мифологии. В 21 год стала членом Флорентийской академии художеств, позже — членом лондонской Королевской академии. Рисунки Кауфман очень любили во всем мире. Любили и принимали Ангелику в Петербурге. По мотивам ее картин изготавливали гравюры, Фальконе коллекционировал ее работы, а Державин разразился одой в честь художницы. «Живописица преславна! Кауфман! Подруга муз!» Если есть спрос Посуду с узнаваемым перламутром и развратными нимфами до войны выпускала фабрика Оскара Шлегельмильха, что в местечке Лангевизен в Тюрингии. И хотя многие наивно полагают, что их «бабушкин» сервиз когда-то был трофейным и привезен из захваченной Германии — специалисты их разочаруют. Те «бабушкины» «Мадонны» выпущены, скорее всего, в период с 1953 года (когда фабрика Шлегельмильха была национализирована) до 1972-го — когда она была закрыта. Изящные чашечки и тарелочки стали необычайно престижными сначала в среде советской номенклатуры, а потом и просто у тех, «кто хочет красиво». «Красиво» хотели многие. Раз есть спрос — будет предложение. И предприимчивые немцы восстановили фабрики в саксонском городе Кольдице и Kahla в Тюрингии. «Мадонну» поставили на поток. Качество посуды было отменным, но из чашечек не пили — ими любовались. Кто же пьет из произведения искусства? Кстати, название — «Мадонна» — исключительно наше, отечественное. В оригинале каждый сервиз имеет свое название. «Ульрика», «Мария», но никогда — «Мадонна». Почему так он называется у нас? Скорее всего, неискушенные домохозяйки всех живописных красавиц в струящихся одеждах считали дальней родней рафаэлевской мадонны. Чуть грустно Интерес к «Мадонне» исчез вместе с развалом СССР. Сегодня вся эта сияющая красота кажется образцом пошлости. Но все же с оттенком ностальгической грусти. Они, эти «Мадонны», остались у нас — как память о наших бабушках и мамах, не избалованных роскошью, наивно хранящих чашечки как наследство для потомков. КСТАТИ ■Сервиз «Мадонна» выпускали вплоть до 90-х годов прошлого века, особенно большими тиражами — в 70-е. Тогда его делала фабрика Stadtilmer Porzellan и ставила клеймо ST–P. Но не стоит ожидать, что удастся продать сервиз дороже 10 000–15 000 рублей, потому что их сохранилось немало. ■Еще в XVIII веке в Германии стали производить фарфоровую посуду, не уступающую по своим качествам знаменитому китайскому фарфору. ■В послевоенные годы основными производителями сервизов «Мадонна» стали восстановленная фабрика Kahla в Тюрингии и фабрика в саксонском городе Кольдице. Читайте также: Ученый рассказал о происхождении расширяющихся «врат ада» в Сибири

Сервиз «Мадонна»: почему о нем мечтала каждая советская домохозяйка
© Вечерняя Москва