Приманки для айтишника
Пандемия заставила предприятия поторопиться и как можно быстрее технологизировать все возможные процессы. IT — одна из немногих отраслей, которая в коронакризис показывала рост. Инженеры, разработчики и прочие представители новой цифровой элиты в очередной раз убедились, что без работы не останутся. И стали диктовать свои условия кадровому рынку. Художник: Юрий Аратовский По данным международной стаффинговой компании ANCOR, пик размещения вакансий для IT-специалистов пришелся на период с апреля по июнь; спрос, хоть и не такими темпами, но продолжает расти. Предложения по зарплатам увеличились незначительно — всего на 10%, а вот проектные работы подорожали на 20–30%. Впрочем, согласно данным недавнего исследования ANCOR, столичные IT-специалисты, говоря об идеальном работодателе, высокие зарплаты не упоминают, но не потому что деньги их не интересуют, а потому что достойная оплата труда — это нечто само собой разумеющееся. «У 60% респондентов оклад составляет до 67% базового дохода, — комментирует исполнительный директор ANCOR Анна Добрякова. — Остальное — разнообразные премии и бонусы. На доход, состоящий из оклада и бонусов, рассчитывают 79% опрошенных IT-специалистов». Вечные ценности Несмотря на то что, описывая идеального работодателя, 60% опрошенных самым значимым фактором назвали самореализацию (в это же понятие 63% включили разнообразие заданий, 56% — высокий уровень ответственности, 73% — возможность предлагать свои решения и реализовывать их на практике), на практике IT-специалисты выбирают предложения престижных компаний, которые повысят ценность их резюме. Топ-3 самых интересных работодателей — «Яндекс», Сбербанк и Mail.ru Group — привлекают специалистов благодаря узнаваемости и престижности бренда. А вот лидеров рынка e-commerce — Ozon и Wildberries — участники исследования по степени престижности оценили ниже. «Не стоит мыслить стереотипами и представлять IT-специалиста этаким гением-одиночкой с горящими глазами, готовым питаться быстрорастворимой лапшой и, множа окурки, решать поставленную интересную задачу, — предупреждает Анна Добрякова. — Анализ кадрового рынка показывает, что опытные специалисты ценят комфорт на рабочем месте и стабильность. Переманить их на новое место работы весьма проблематично». И все же утолить кадровый голод столичные компании смогут. Простенько, но со вкусом Для привлечения IT-специалистов компания Webbankir сделала ставку на бытовой комфорт и игровую составляющую. Кофе, чай и разные вкусности, которые поднимают настроение, уже считаются must have. Но в компании учли моду на ЗОЖ среди молодых людей и в рационе сделали акцент не на «печеньки», а на более полезные вещи. Летом это фрукты, зимой — витаминные комплексы. IT-специалисты чаще всего относятся к поколению миллениалов, им свойственны непосредственность, стремление искать баланс между работой и личной жизнью, желание чаще переключаться на новые задачи и самостоятельность. В нынешних реалиях совершенно нормально, когда в офисе у сотрудников есть возможность поиграть, например в PlayStation, и самим решить, во сколько приходить на работу. «В первую очередь мы даем людям свободу выбора, — говорит генеральный директор финансовой онлайн-платформы Webbankir Андрей Пономарев. — Это проявляется даже в таких мелочах, как организация офисного пространства: в IT-подразделении нет закрепленной рассадки, и сотрудники могут сами выбирать себе место в зависимости от того, как им удобно, в каких проектных группах они работают сейчас. Также они могут сами определять время начала рабочего дня: кому-то удобнее приехать в офис к 8 утра, до утренних пробок, а кто-то любит подольше поспать. По желанию несколько дней IT-специалисты могут вообще работать из дома. Эта практика, кстати, очень помогла нам во время режима самоизоляции: мы оказались к нему готовы и работали, не снижая эффективности». Каждые две недели в компании проводят конкурс «Суперниндзя» на лучшего разработчика. Победитель определяется по итогам голосования всех сотрудников: и айтишников, и тех, кто использует их программные продукты. «Суперниндзя» получает денежную премию и статуэтку, которая стоит у него на столе до следующего конкурса. Молодым людям свойственна тяга к развлечениям, и это нормально. «До пандемии мы практиковали формат team-ланчей и планируем вернуть эту практику после окончательной стабилизации эпидемиологической ситуации, — говорит Андрей Пономарев. — После сдачи проекта или завершения важного этапа команда может попросить у руководства премию, чтобы устроить выезд на природу, сходить в боулинг или просто посидеть в кафе». Мама-анархия «Когда мы только задумывали IT-лабораторию SVOI.dev, перед нами встал вопрос: как привлечь в стартап специалистов самого высокого уровня, ведь лаборатория специализируется на сложных технологических решениях для бизнеса, таких как блокчейн, искусственный интеллект, big data и т.д. , — рассказывает идеолог проекта Вячеслав Семенчук. — Глобальные цели, возможность делать что-то прорывное, конечно, “приманка” для IT-специалистов. Но одного этого мало». Проанализировав потребности востребованных IT-специалистов, создатели лаборатории SVOI.dev рискнули предложить им антикорпоративный режим работы. Никаких корпоративных ценностей, навязанных проектов и тотального контроля. «Мы написали манифест, в котором определили основополагающие принципы работы лаборатории, — делится идеей Вячеслав Семенчук. — Во главе угла равенство. Каждый имеет право высказать свое мнение. Мы вместе выбираем проекты, которые будем делать, и отказываемся от тех, которые нам неинтересны. Вместе решаем, кто сможет работать в команде, а кто нет. Есть свои люди и не свои. С последними мы не работаем. Каждый в команде делает то, что у него круто получается, и сам отвечает за результат. Мы уважаем личное пространство друг друга, и если, например, кому-то принципиально важно с 11 до 13 часов проводить время с семьей, в этот промежуток его никто не будет трогать. Единственное условие — заранее честно предупредить об этом». Штат опытных IT-специалистов лаборатория SVOI.dev собрала за два месяца. Работа за результат По мнению генерального директора компании «Коптер Экспресс Технологии» Олега Понфиленка, попытка привлечь в небольшую компанию специалистов высокого уровня стандартными методами не сработает. Создавать HR-бренд на старте — только зря тратить деньги. «Стартап не может предложить ни конкурентные зарплаты, ни престиж, — считает Олег Понфиленок. — Один из возможных способов привлечь классных специалистов — это личный нетворкинг и дружба с основателем: можно предложить им войти в бизнес. Таким образом они становятся соинвесторами и получают прибыль, соответствующую уровню развития компании. Но это сработает далеко не со всеми, то есть это не массовая история, а основанная на личных связях и человеческих отношениях». По данным HeadHunter, 80% IT-специалистов рассматривают возможность заняться собственным бизнесом. У 12% даже имеются собственные идеи и разработки. Так что можно предположить: привлечение опытного IT-специалиста на роль соинвестора в ближайшем обозримом будущем может стать уверенным трендом. Эффективность подобной практики подтверждает и Вячеслав Семенчук. «Лаборатория получает долю от создаваемых ею проектов. Сотрудники имеют долю в лаборатории и за счет этого владеют небольшой долей создаваемых ими продуктах, — рассказывает идеолог SVOI.dev. — Это отличная мотивация как для работы у нас, так и для того, чтобы делать хорошо, даже отлично, каждый проект. Ведь чем лучше он будет сделан, тем в перспективе более ценной будет доля каждого из сотрудников». Как показало исследование ANCOR, главным и решающим фактором при выборе работодателя для московских специалистов является престижность. По сути, это узнаваемая компания и привлекательный HR-бренд. «Хотите привлечь лучших специалистов — станьте лучшими в своей отрасли, — советует Анна Добрякова. — Ведите социальные сети, участвуйте в выставках, конференциях, организовывайте вебинары, хакатоны. Рассказывайте о своих целях и миссии. Соискателя нужно очаровать компанией, ее людьми и философией. Айтишники тоже люди, им свойственно любить тот или иной продукт, загораться идеей, разделять ценности. Сделайте свой бренд заметным». Автор: Мила Кретова