Нарышкинское барокко: четыре самые радостные церкви Москвы

В конце XVII-начале XVIII века в Москве появился новый архитектурный стиль – пышный и прекрасный, пусть даже несколько избыточный. На фоне аскетичных средневековых построек столицы он смотрелся празднично и жизнеутверждающе. По многим признакам этот стиль можно отнести к барокко, который к тому времени уже больше ста лет «цвел» в Италии. Но Россия, как обычно, пошла своим путем, поэтому барокко в нашей стране тоже стал особенным. Русское барокко имеет множество подстилей: различают Строгановское, Голицыское, Петровское, Елизаветинское и даже Сибирское барокко. Но главным направлением считается Московское барокко, которое называют также Нарышкинским, – потому что именно этот ориентированный на Западную Европу боярский род построил в столице несколько храмов в новом стиле. Самым активным из «Нарышкиных-строителей» был Лев Кириллович, родной дядя Петра I. В качестве главы Посольского приказа Лев Нарышкин бывал за границей, где и полюбил красивую архитектуру, а потом воссоздавал увиденное в своих владениях. А владел Нарышкин немалыми землями: ему принадлежали участки в районе Мясницкой улицы, деревни Кунцево, Фили, Мазилово, Ипское, Гусарово и Троице-Лыково – и это, не считая наделов в дальних уездах. Как человек набожный, Лев Кириллович не скупился на строительство храмов, так что сегодня именно в перечисленных районах Москвы можно увидеть самые знаменитые церкви, построенные в стиле Нарышкинского барокко. Интересно, что об архитекторах, создававших эти архитектурные шедевры, известно очень немногое – во всяком случае, гораздо меньше, чем об их вельможном заказчике. Историкам удалось выяснить, что многие из них были выходцами из Речи Посполитой – вот почему в барочные здания российской столицы так напоминают западно-украинские и польские храмы, видны в них и элементы белорусской народной декоративной культуры. Сегодня известны лишь несколько имен тех архитекторов (абсолютное большинство которых были самоучками), среди них – крепостные крестьяне Яков Бухвостов и Петр Потапов, а также сподвижник Патриарха Никона Сергей Турчанинов. Хронологические границы «нарышкинского стиля» определены очень четко: с 1680-х до 1710-х годов. Характерные признаки этой архитектуры приходится описывать менее конкретно. Большинство дошедших до нас «нарышкинских» творений – красного цвета с белым декором, в качестве украшений использовались и изразцы. Однако с уверенностью говорить о первоначальном цвете храмов нельзя. Например, выяснилось, что первый слой краски знаменитого памятника московского барокко - церкви Воскресения в Кадашах, построенной Сергеем Турчаниновым, – желто-голубой. Как правило, нижний этаж барочных церквей прост в отделке, а верхний — пышный, что иллюстрирует идею о земном и небесном мирах. Нарышкинские здания устремлены вверх и окутаны волнами узоров. Их наличники, кронштейны, фасады украшены замысловатым орнаментом, восходящим к русской традиции. Элементы наружной отделки здесь использовались не для расчленения и украшения стен, а для обрамления пролетов и украшения ребер, как было принято в традиционном русском деревянном зодчестве. Лучшими образцами нарышкинского стиля стали новые для тогдашней России центрические ярусные храмы. Но одновременно с ними возводились и традиционные бесстолпные пятиглавые церкви – богато украшенные, наделенные новыми декоративными формами и поэтому обретшие барочные черты. Интерьеры храмов тоже приобрели барочную пышность: традиционный русский растительный узор остался, но стал гораздо живее, приобрел мирской характер. Таких красивых, «радостных» церквей в России до Нарышкиных не строили. Давайте же рассмотрим во всех подробностях самые прекрасные из нарышкинских творений. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях Ярусный пятиглавый храм, который считается классическим и самым зрелым образцом архитектурной композиции церковного здания типа «восьмерик на четверике»: верхний восьмиугольный объем («восьмерик») поставлен на более низкий четверик. Здание храма с четырехлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. К нему с трех сторон ведут три широких открытых крыльца. Одно здание совмещает в себе колокольню, зимний (отапливаемый) храм Покрова Пресвятой Богородицы, а над ним – летний храм Спаса Нерукотворного. Колокола висят в пролетах верхнего, пятого яруса. Церковь строилась с 1690 по 1694 годы на деньги Льва Нарышкина и при его активном творческом участии: считается, что он – автор композиции храма. Имя архитектора доподлинно неизвестно: одни искусствоведы считают, что проектировал здание Яков Бухвостов, другие – что Петр Потапов. Есть документальные подтверждения того, что Петр I подарил дяде для его церкви цветные витражи, а также пожаловал 400 рублей на декор. Резное убранство и иконостас делал знаменитый резчик по дереву и глава золотописной мастерской Посольского приказа Карп Золотарев. Церковь иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе Адрес этого храма - Романов пер, 2, стр. 8. В XVI веке на этом месте стоял Опричный двор Ивана Грозного, затем участок пожаловали Кириллу Нарышкину, его сын Лев наследовал землю и решил в конце 1680-х годов построить здесь церковь для себя и домочадцев. Домовой храм получился огромным. Главный престол освятили в честь иконы Божией Матери «Знамение», приделы — в честь преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. На традиционный четверик первого яруса был поставлен восьмерик, а на него – три последовательно уменьшающихся восьмерика, последний из которых украшался луковичной главой. Отдельной колокольни у церкви не было: звонница располагалась во втором восьмерике – такой тип храмов получил название «под колоколы». Помимо центральной, храм был увенчан тремя главами над апсидами и еще одной – над трапезной. Здание окружала паперть в виде террасы-гульбища. Архитектор и на этот раз остался неизвестным, и снова мнения искусствоведов разделились между Бухвостовым и Потаповым. В 1800 году эти владения купил Николай Шереметев, и двор получил его имя. Троицкая церковь в Троице-Лыково Белоснежную церковь Живоначальной Троицы построил в конце XVI века на нарышкинских землях второй брат Натальи Кирилловны (матери Петра I) - Мартемьян Нарышкин. Троицкий храм похож на церковь Покрова в Филях. Его главный объем представлен увеличенным четвериком, над ним возвышаются два восьмерика, образующие колокольню. Композицию венчает барабан с одной главой и ажурным крестом. По бокам от главного объема симметрично поставлены западный притвор и помещение алтарной части, внизу ансамбль окружает гульбище с балюстрадой. Фасады храма богато украшены витыми колонками, сложными резными карнизами и наличниками с позолотой. Внутри церковь разделена на трапезную, храм и алтарь, объединенные арками. С трех сторон главного помещения протянуты двойные хоры, в их западной части устроено царское место – оно представляет собой резной фонарь, увенчанный короной. На этот раз автором проекта специалисты указывают Якова Бухвостова, но это, что называется, не точно, потому что одновременно существует мнение, будто Бухвостов был всего лишь подрядчиком. По преданию, в основание строящегося храма заложил камень Петр I. В 1812 году французские кавалеристы разорили церковь, украв оттуда всю ценную утварь. Но партизаны отбили у них награбленное и вернули в храм. В 1933 году, когда в рамках борьбы с религией храм был разгромлен, лишен куполов и иконостаса, спасать церковное добро было, к сожалению, уже некому. С 2013 года в храмовом комплексе открылось подворье Покровского ставропигиального женского монастыря. Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Высоко-Покровском монастыре Во время стрелецкого бунта, который стал следствием политической борьбы бояр Милославских и Нарышкиных, несколько Нарышкиных были убиты. В память о двоих из них - Иване и Афанасии – в 1690 году над западными воротами Высоко-Петровского мужского монастыря была построена церковь с колокольней из двух восьмериков. Квадратная в плане, перекрытая сомкнутым сводом, церковь украшена по углам тройными колоннами. Окна оформлены наличниками в виде колонок, а двухъярусная колокольня с арочными проемами декорирована пилястрами. Надо заметить, что многие здания ансамбля Высоко-Петровского монастыря построены по большей части на средства Нарышкиных и являются образцами одноименного барокко. Кстати, Боголюбский храм монастыря стал семейной усыпальницей Нарышкиных: здесь похоронено восемнадцать представителей рода.

Нарышкинское барокко: четыре самые радостные церкви Москвы
© Главгосэкспертиза России