Войти в почту

В Музее музыки открылась выставка об истории Большого театра

Выставочный зал Музея музыки превратился в большую сцену. На ней – Гвидон и Ключница, Генерал и Фрейлина, перо Жар-птицы, Отелло и Золотой Петушок. Удивительный мир легендарных постановок открывает экспозиция, посвященная художникам. Тем, кто, как правило, находится за кулисами, но всегда играет в спектакле ключевую роль. Ксения Комиссарова, корреспондент: «История Большого театра – в 30 эскизах. Здесь каждый экспонат – настоящее произведение искусства. Костюмы, декорации – то, что всегда придает действу особый шарм и помогает прочувствовать неповторимую атмосферу». Легендарный Борис Мессерер; ученик самого Константина Коровина Сергей Николаев; Валерий Левенталь, которого называли «Господин Оформитель с большой буквы» и его жена Марина Соколова. Четверо смелых, дерзких, ярких художников, в разное время работавших в Большом театре. Они придумывали, а затем часами кропотливо драпировали, красили, выпиливали, сшивали и склеивали. И вот сцена - уже не просто место действия, а целый образ. Черный бык – «дело рук» Мессерера – был создан к Кармен-сюите на музыку Жоржа Бизе и Родиона Щедрина. Татьяна Теплякова, главный хранитель Российского национального Музея музыки: «Майя Плисецкая, которая выступала в главной роли данного балета, – она двоюродная сестра Бориса Мессерера, и, собственно, под нее писали оркестровку данной музыки. Для 60-х годов 20-го века данная постановка с такими декорациями, естественно, является революционной. Когда Екатерина Фурцева (министр культуры СССР) увидела премьеру данного спектакля, она сказала, что слишком много тела, слишком обнажены ноги, слишком революционно, так не пойдет». Несмотря на это, долгие годы спектакль гастролировал по всему миру и пользовался невероятным успехом. А в учебниках по театральному искусству позже появились строчки о декорациях к Кармен-сюите, как об эталоне сценографии. Черный бык Мессерера из 1960-х не теряет своего шарма и сегодня. Как признаются хранители, для них абсолютно все экспонаты выставки бесценны. Ведь, помимо всего прочего, это – сокровища запасников музея. Татьяна Теплякова, главный хранитель Российского национального музея музыки: «Мы хотели создать такую экспозицию, которая бы показала ту палитру предметов, которая у нас хранится в фондах. Большая часть фонда живописи, которая у нас хранится, она как раз сопровождает театральные музыкальные постановки, прежде всего, поэтому данную тему мы и избрали». Экспозиция «Художники большой сцены» стала первой для Российского национального музея музыки после вынужденного закрытия. Из-за пандемии коронавируса 102 дня сюда не ступала нога посетителя. Сейчас, по правилам безопасности, в зале могут одновременно находиться не более пяти человек. Поэтому выставку планируют разместить и на нескольких интернет-порталах – чтобы ценители искусства сначала могли рассмотреть детали и узнать всю информацию, а затем прийти в музей и воочию увидеть, как «взять быка за рога» в мастерстве сценографии. Ксения Комиссарова, Михаил Синенко, «ТВ БРИКС».

В Музее музыки открылась выставка об истории Большого театра
© ТВ БРИКС