Войти в почту

Высокие технологии железных дорог

В ходе реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ», транспортная отрасль переживает масштабные изменения. Какие высокотехнологичные решения будут реализованы на железных дорогах и как цифровизация отразиться на пассажирах «Парламентской газете» рассказала Юлия Савушкина, к.э.н, магистр машиностроения, руководитель исследовательского центра Финансового университета при Правительстве РФ, Замдиректора по НИОКР «Трансмаш». - Юлия Викторовна, какие задачи стоят перед железнодорожной отраслью? - Железнодорожную сеть России ожидает значительное расширение и модернизация. Предполагается создание инфраструктуры, необходимой для развития новых направлений экономического роста на территории России, повышения конкурентоспособности железнодорожной системы страны на мировом рынке. Технологические решения будут применены для создания двух основополагающих элементов цифрового транспорта и логистики — национальных платформ по управлению грузовыми и пассажирскими перевозками. В приоритете создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и внедрению цифровых технологий и платформенных решений, в том числе венчурное и иные институты развития. Сейчас в процессе внедрение сетей узкополосной связи сбора телеметрической информации, построенной по технологии LPWAN. А также покрытие транспортной инфраструктуры сетями связи для систем передачи данных, включая координатно-временную информацию ГЛОНАСС, дифференциальных поправок, автоматического зависимого наблюдения и многопозиционных систем наблюдения. Актуальна и тема компьютерного зрения для использования на беспилотных транспортных средствах. А также ряд стандартов для целей обеспечения информационной безопасности. - Какие этапы рекомендуется реализовать при цифровизации ж/д индустрии? - В условиях Индустрии 4.0 устойчивое развитие отрасли во многом зависит от стремления к разработке и внедрению инновационных технологий. Повышение конкурентоспособности требует перехода к цифровой бизнес-модели. Пока транспортная отрасль в списке высокотехнологичных отраслей находится достаточно низко. При этом на стадиях «проектирование» и «внедрение» транспортники — на одних из самых высоких позициях по сравнению с другими областями. Это значит, что в ближайшее время от пилотных проектов компании перейдут к массовому внедрению опробованных решений и разработок. На основании этого можно сказать, что транспортную отрасль ожидает качественный рывок в цифровизации бизнес-процессов. - Какие технологии будут использованы при реализации цифровой железной дороги? Это интернет вещей, большие данные, интеллектуальные системы, блокчейн, технологии беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальностей. Что касается практического применения новых технологий, ОАО « РЖД » объявило открытый запрос на поиск инновационных решений с использованием VR-и AR-технологий для технической подготовки локомотивных бригад. Российская железная дорога отдаст предпочтение инновационным решениям, находящимся на завершающей стадии разработки. Кроме того, организация должна предоставить эти решения и их прототип для опытной эксплуатации и закупки РЖД. - Какие высокотехнологичные решения уже внедрены? - Многие ключевые элементы цифровой железнодорожной инфраструктуры эксплуатируются российскими железными дорогами во многом благодаря усилиям ОАО «НИИАС» — крупного отраслевого проектно-исследовательского института. Хорошим примером технологического достижения является высокоточная система координат (HACS) и связанных с ней цифровых моделей путей и инфраструктуры (DTMs), разработанные и внедренные ОАО «РЖД». Они обеспечивают единую пространственно-временную систему описания основных элементов инфраструктуры и являются основой для построения цифровых маршрутных карт для бортовых устройств защиты поездов и высокоточного навигационного позиционирования транспортных средств. РЖД приступила к реализации проекта, связанного с блокчейном и искусственным интеллектом. Одна из них, пилотная, связана с созданием доверенной среды вагонного комплекса. В рамках одной блокчейн-платформы объединились РЖД, владельцы вагонного парка и вагоноремонтные предприятия. - Как цифровизация железных дорог повлияет на экономику страны? - Сейчас благодаря национальной программе создается «новая экономика», где данные в цифровой форме будут являться ключевыми факторами производства во всех сферах социально-экономической деятельности. Будут обслуживаться новые направления экономического роста, строится грузовые и высокотехнологичные линии. Речь идет о давно планируемой высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. В других местах строительство новых линий будет сосредоточено на стратегически важных маршрутах, таких как те, которые откроют открытые запасы полезных ископаемых или улучшат связь между регионами. Одним из важнейших транспортных приоритетов России является создание эффективных, безопасных и надежных сухопутных международных коридоров для повышения конкурентоспособности транспортной сети страны. Мы планируем создать логистическую сеть, которая позволит осуществлять “сквозные” грузоперевозки между Европой и Азией. Это позволит увеличить товарооборот между Европой, Россией, странами СНГ и Азиатско-Тихоокеанским регионом, а также будет способствовать развитию интермодальных перевозок, в частности, повышению экономической активности и занятости в регионах, через которые проходят маршруты. - Какой будет «Цифровая железная дорога» для пассажиров? - Цифровизация позволит не просто повысить качество традиционных транспортных услуг, а вывести их на новый уровень. Потребителям нужны маршруты, оснащенные современными онлайн-сервисами, которые сделали бы эти маршруты безопасными, прозрачными и мультимодальными. Одно из направлений в рамках инновационной мобильности — развитие услуг на борту поезда: мультимедийный контент, покупка товаров в дорогу, туристические услуги, возможность зарядить телефон и другой сервис. Главную роль будет играть единая цифровая транспортная среда, которую бизнес и государство планируют создавать совместно.

Высокие технологии железных дорог
© Парламентская газета