Степень «свободы собраний» определит полицейский
В СССР существовала такая байка о продукции «двойного назначения». Почему из всех макаронных изделий наиболее распространёнными были грубые толстые макароны? Потому что диаметром они идеально подходили под патрон калибра 7,62 мм и в случае войны линии по производству макарон можно было быстро перенастроить на выпуск патронов к автомату АК-47. Примерно то же самое можно сказать и о сегодняшних российских законодательных актах, которые касаются государства вообще и его правоохранительных органов в частности. С одной стороны, всё, как обычно, делается исключительно во благо народа, а, с другой… Помните выражение: «доброе слово звучит более убедительно, когда оно подкреплено ударами рукоятки пистолета по голове»? Так вот, с другой стороны эти законы могут превратиться в «дубину», которая быстро даст понять этому самому народу, каким именно звеном он является в общегосударственной «пищевой цепочке». Возьмём, к примеру, поправки к Закону «О полиции», которые были внесены в Госдуму весной текущего года. В частности, изменения коснулись ст. 13 «Права полиции» и ст.16 Закона «Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов». В них предусматривается, например, изменения порядка личного досмотра полицейскими граждан, который после введение поправок, по мнению специалистов, может превратиться в банальный обыск практически любого прохожего на усмотрение сотрудника правоохранительных органов. Там же есть уточнение, что полицейский имеет право проверить документы для идентификации личности обратившегося к нему гражданина. То есть, без соответствующего документа, вполне вероятно, обратиться к блюстителю порядка будет теперь проблематично. Как пишет сайт «Консультант-Плюс», полиция имеет право обозначать доступными средствами, в том числе визуальными, места совершения преступлений, административных правонарушений, места происшествий, места проведения публичных и массовых мероприятий, территории и объекты, на которых нахождение граждан ограничено или представляет угрозу для их безопасности, а также осуществлять временное ограждение указанных мест и объектов. По мнению некоторых экспертов, такие меры, по состоянию на сегодняшний день вполне обоснованы. Так, член комитета по безопасности и противодействию коррупции ГД Анатолий Выборный ещё в апреле заявил изданию Газета.Ru, что «сейчас в период распространения коронавирусной инфекции, возможно, надо будет принять оперативные меры в связи с введением режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Органы правопорядка в состоянии эту функцию выполнить в целях нашей защиты. Например, оцепить пораженные вирусом участки — не допустить его распространения». Примерно в том же духе на страницах «Российской газеты» высказался и член Общественного совета при ГУ МВД России по Москве, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Борисов. Он считает, что сегодня появилась возможность организовывать массовые публичные мероприятия и это требует особого подхода полиции, а сотрудник правоохранительных органов должен проводить досмотр, именно на месте, иначе могут погибнуть люди. «Поэтому с этой точки зрения считаю, что поправки вполне допустимы, правомерны и необходимы», - заявил Борисов. Адвокат Абусупьян Гайтаев, в свою очередь, полагает, что «чёрт скрывается в деталях», и указывает на то, что подобные изменения при своей внешней логичности и направленности на обеспечение безопасности граждан на самом деле очень и очень опасны. «Возможность сотрудниками полиции обозначения, в том числе визуального, места происшествия, места каких-то объектов, нахождение на которых ограничено и может расцениваться как преступление, вот этот момент вообще для меня непонятен, потому что это полный абсурд, - заявил адвокат «Веку». - Что это значит? Он что, может визуально любое место по своему усмотрению обозначить как место последующего места происшествия? Я понимаю, ограничить какие-то места происшествия, места преступления и так далее. Но объекты, территории, которые по своему усмотрению сотрудники полиции могут обозначить как территории, на которые доступ граждан ограничен, – это непонятно. Я так понял эту поправку, что они произвольно будут ограничивать любые территории, которые таковыми, в принципе, по каким-то нормативным актам не являются». Этот момент, по мнению Гайтаева, наиболее важен, потому что он полностью «развязывает руки» в тех случаях, когда дело доходит до применения оружия. Применение оружия потом, по факту, будет проверяться и оцениваться в отличие от территорий, которые полицейские разными визуальными средствами определят как территории, нахождение на которых может рассматриваться как преступление. Это уже оцениваться и проверяться не будет. «Эта поправка, мне кажется, преследует более широкие цели. Имеется ввиду, скорее всего, что речь идёт о том, чтобы сотрудники полиции могли оперативно любые территории, на которых проводятся какие-то митинги или акции, без всяких нормативных актов, по своему усмотрению ограничить для проведения на них несанкционированных мероприятий», - полагает Гайтаев. Московский адвокат и бывший следователь Ирина Краснова в разговоре с «Веком» также усомнилось в необходимости подобной поправки, так как считает, что полицейский должен предотвращать правонарушение, а не оцеплять территорию и ждать его. Кстати, с Гайтаевым согласен и один из сотрудников силовых структур, пожелавший остаться неназванным. По его словам, очень вероятно, что данные поправки направлены на более оперативное реагирование на протестные выступления граждан. Как пример он привёл последние события на Дальнем Востоке и прошедшие недавно в Москве акции протеста против поправок к Конституции. По словам источника, ожидается, что подобные мероприятия будут проходить всё чаще и чаще, так как степень недовольства населения нарастает. Это было понятно ещё год назад, когда, к слову, поправки к Закону «О полиции» и были разработаны. Именно поэтому сейчас и принимаются юридически оформленные превентивные меры. Вообще же, как заявил «Веку» источник, законопроект только лишь официально оформляет то, что уже давно практикуется сотрудниками правоохранительных органов. Они и так, к примеру, могут остановить и проверить показавшегося им подозрительным человека. Только в действующей редакции это не прописано чётко. Теперь эта практика будет закреплена законодательно. В целях так называемой «тотальной безопасности» можно ввести любые меры, вплоть до чрезвычайного положения. Можно расширить права полиции, можно ради этого поступиться какой-то частью прав и свобод граждан. «Но всё дело в том, кто этими полномочиями будет пользоваться и как они будут трактоваться. А то получится как с молотком, с помощью которого с одинаковым успехом можно и ремонт сделать, и голову соседу разбить», - заключил полицейский.