Войти в почту

Юлиана Княжевская: Развитие прилегающих к МЦД-1 и МЦД-2 территорий завершится к 2025 году (интервью)

На сайте проекта «Активный гражданин» стартовали общественные обсуждения проектов планировки территорий вдоль первого и второго маршрутов Московских центральных диаметров (МЦД-1 и МЦД-2) и Киевского направления железной дороги (часть МЦД-4). О том, как изменится городское пространство благодаря этим проектам и какие перемены ждут железную дорогу, в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Людмиле Чипизубовой рассказала председатель столичного комитета по архитектуре и градостроительству (Москомархитектура) Юлиана Княжевская. Людмила Чипизубова (Л.Ч.): Первые два диаметра были открыты в ноябре 2019 года и москвичи активно ими пользуются. Почему сейчас на общественные обсуждения вынесены проекты планировки МЦД-1 и МЦД-2? Юлиана Княжевская (Ю.К.): Московские центральные диаметры - крупнейший транспортный проект, который объединил пригородные электрички и московское метро, связав между собой Москву и подмосковные города Лобня, Долгопрудный, Одинцово, Красногорск и Подольск. Новые диаметры соединили различные направления Московской железной дороги без привязки к вокзалам. При этом интервал пять-семь минут между поездами и отсутствие дневного перерыва, безусловно, очень удобны москвичам. Несмотря на то, что диаметры функционируют уже почти год, работы по созданию современной инфраструктуры для пассажиров не закончены. Слишком масштабен проект, поэтому его реализация разбита на несколько этапов. Л.Ч.: Сколько всего проектов планировки территории (ППТ) вынесены сейчас на общественные обсуждения? К каким именно участкам МЦД-1 и МЦД-2 прилегают рассматриваемые территории? Ю.К.: По поручению Москомархитектуры специалистами Института Генплана Москвы проведено полное исследование существующего состояния прилегающей территории вокруг диаметров. Итогом этой работы стала разработка 34 проектов планировки территории. Для удобства детализации проектных решений каждый диаметр разбит на участки, как правило, от станции до станции. Общая протяженность МЦД-1 составляет 52 км, из которых в границах Москвы находится 35 км. МЦД-1 включает в себя 29 станций, 21 из них находится в границах Москвы. Протяженность МЦД-2 - 70 км, из которых в границах Москвы - 58 км. На МЦД-2 располагается 38 станций, 30 из них в границах Москвы. Л.Ч.: Какова площадь территорий, прилегающих к МЦД-1 и МЦД-2, попавших в проекты планировки? Ю.К.: Площадь территории развития вдоль МЦД-1 составляет порядка 590 га, а МЦД-2 - почти 1 тыс. 280 га. А значит, изменения затронут значительные городские территории и интересы тысяч москвичей. МЦД-1 и МЦД-2 проходят по территориям 38 районов. Так, в ближайшей доступности к станциям МЦД-1 и МЦД-2 проживают около 1,5 млн человек: в зону охвата МЦД-1 попадают более 500 тыс., МЦД-2 - порядка миллиона человек. Кроме того, в зонах влияния МЦД-1 и МЦД-2 находится более 600 тыс. предприятий и учреждений. Л.Ч.: Расскажите, какие объекты могут появиться на этих территориях? Это будут только объекты инфраструктуры? Каковы объемы строительства? Ю.К.: Говоря о развитии этих территорий, необходимо учитывать, что основной целью является повышение транспортной и пешеходной доступности для жителей, а также создание комфортной городской среды рядом с диаметральными маршрутами. Основная идея проекта МЦД - объединение пригородных электричек и московского метро в единую транспортную систему, которая не ограничивается пределами Москвы. Для комфорта пассажиров будет создана современная доступная инфраструктура. Прежде всего, это формирование пешеходной доступности станций. Сегодня согласно результатам социологических опросов, чтобы совершить поездку по МЦД-1 и МЦД-2, жители окрестных районов преодолевают расстояния до 1,5 км. Наша цель - создать комфортную и безопасную городскую среду на прилегающих к МЦД территориях. Для развития общественного транспорта нашими проектировщиками предусмотрена как реконструкция существующей улично-дорожной сети, так и строительство новой (22 км уличной дорожной сети возле МЦД-1 и порядка 45 км возле МЦД-2), создание дополнительных остановок, отстойно-разворотных площадок, которые обеспечивают работу наземного транспорта. Кроме того, запланировано создание инфраструктуры для развития шеринг-экономики: организация стоянок такси, велосипедов, автомобилей. В рамках каждого из транспортных узлов, которые мы прорабатываем, появятся стоянки такси, велосипедов, зоны парковок каршеринга. Эти объекты особенно важны при системном подходе к организации городского пространства рядом с каждой станцией. Л.Ч.: Планируется ли создавать новые пешеходные переходы? Ю.К.: Железная дорога является естественным разделителем городского пространства - переходить пути опасно и сейчас, а когда поезда МЦД начнут курсировать с пятиминутным интервалом, сделать это будет просто невозможно. При разработке проектов планировки предпочтение отдавалось внеуличным пешеходным переходам. В границах МЦД-1 предусмотрено 47 переходов и 84 - на МЦД-2. Для удобства маломобильных пассажиров станции оснастят эскалаторами, лифтами и специальной навигацией для слабовидящих людей. Кроме того, запланировано построить дополнительные главные пути, необходимые для приема и отправки поездов, а также развить инженерные сети и коммуникации. Л.Ч.: Какие разработаны планы по благоустройству территорий? Какой объем придется на парки и скверы? Ю.К.: Создание озелененных и освещенных подходов к станциям с понятной навигацией, возможностью раздельного движения велосипедистов и пешеходов - важная задача, которая стояла перед проектировщиками. Руководство города ставило перед нами задачу ориентироваться на повышенные стандарты благоустройства. А значит, прилегающие к МЦД территории будут не только удобными, но и красивыми. Всего предполагается благоустроить около 500 га городских территорий. В рамках МЦД-1 запланировано 220 га благоустройства, в рамках МЦД-2 - порядка 270 га. Здесь будут созданы все необходимые условия для комфорта пассажиров. На пристанционных пространствах будут организованы непрерывные пешеходные связи, обеспечивающие доступность станций МЦД для жилых территорий и других объектов. Л.Ч.: Сколько пассажиров пользуются станциями, расположенными на этих территориях? Как изменятся пассажиропотоки после проведения работ? Ю.К.: На сегодняшний день в общем объеме доля пассажирских перевозок по Московской железной дороге не превышает 10-12%. А ведь ее протяженность сопоставима с протяженностью столичного метро. Это огромный резерв инфраструктуры, который сейчас очень слабо используется. Проект Московское центральное кольцо (МЦК), который был запущен в 2016 году, пользуется популярностью у москвичей, рассчитан на перевозку 300 млн пассажиров ежегодно. За первый год работы МЦК им воспользовались около 100 млн пассажиров. В прошлом году - более 120 млн пассажиров. Проект динамично развивается, поездки по кольцу выбирают все больше пассажиров. Согласно результатам социологического опроса, большинство из них сократило время в пути, при этом для 20% пассажиров длительность поездки не уменьшилась и даже незначительно увеличилась. Это означает только одно: 20% пассажиров готовы пользоваться МЦК, жертвуя временем во имя комфорта. Другие направления МЖД пока не так активны. Как правило, пассажиры едут до первой станции метро, а дальше поезд идет пустой. Наша задача: сделать железную дорогу востребованным видом городского транспорта, повысить ее привлекательность. Сегодня этому способствует единое тарифное меню, благодаря которому поездки стали значительно дешевле, а также короткие интервалы между поездами - гарантированность совершения поездки. Специалисты Института Генплана провели целую серию расчетов по загрузке станций и перегонов МЦД с учетом планов развития города. Согласно этим расчетам, до 2022 года пассажиропоток возрастет незначительно, примерно на 20%. А вот когда Московские центральные диаметры заработают в полную силу: появятся отдельные пути, интервалы между поездами будут составлять не более пяти минут, а жители Москвы привыкнут к этому виду городского транспорта, рост пассажиропотока в пределах столицы увеличится на 50-70%. Л.Ч.: В какие сроки планируется проведение работ? Ю.К.: Реализация этого масштабного проекта проходит в несколько этапов. Первый завершился в конце прошлого года, когда было запущено пассажирское движение по направлениям МЦД-1 и МЦД-2. Согласно планам правительства Москвы, второй этап планируется завершить в 2022 году, третий и четвертый - в 2024-2025 годах. Согласно подготовленным проектам планировки, к 2025 году по МЦД-1 и МЦД-2 будут проложены выделенные пути, реконструированы существующие платформы и построены новые станции.

Юлиана Княжевская: Развитие прилегающих к МЦД-1 и МЦД-2 территорий завершится к 2025 году (интервью)
© Агентство «Москва»