Войти в почту

22 июля 1929 года китайские милитаристы захватили консульство СССР в Харбине, арестовали обладавших дипломатическим иммунитетом советских граждан. Войска Поднебесной устремились к советским границам. Нападение на Хабаровск, территории Приморья и Приамурья было наиболее вероятным вариантом развития очень опасной ситуации. Что же привело к военному конфликту на КВЖД, ставшему предвестником несостоявшейся войны на Дальнем Востоке? Немного истории Закрепившись в конце XIX столетия на Тихоокеанском побережье, Россия всё энергичнее осваивала территории на востоке. Для соединения и продуктивной коммуникации Дальнего Востока с крупными городами империи, для колонизации изобилующих богатствами восточных окраин требовалось построить железнодорожную магистраль. Транссиб начали строить в 1891 году сразу с двух концов: из Челябинска до Сретенска в Забайкалье, и от Владивостока до Хабаровска. Участок предполагалось соединить так называемой «Амурской веткой». Всё это (изыскательские работы, требовавшие колоссальных расходов, суровый климат, а главное – занятие Российской Империей Порт-Артура после Японско-Китайской войны 1894-1895 гг.) требовали создания более дешевых и кратчайших путей сообщения между Забайкальем и Приморьем с ответвлением на русскую военно-морскую базу Порт-Артур и город Дальний. Такой поиск привёл к проекту прокладки железной дороги через территорию Северной Маньчжурии. В то время за сферы своего колониального влияния в Китае самым активным образом боролись Англия, Франция, Германия, США и другие западные страны. Разумеется, свои обширные интересы были на этих территориях и у Царской России, где ещё в 1896 году Николай II решил забрать часть Северной Маньчжурии для сокращения пути между Транссибом и Владивостоком. Это было важно не только в экономическом, но и в политическом смысле. Строительство дороги в этих краях рассматривалось, в первую очередь, как инструмент эффективной колонизации Северной Маньчжурии. Проект под названием «Желтороссия» вскрыл острейшие противоречия между русскими и японскими интересами. Спустя годы это приведёт к Русско-Японской войне 1904-1905 годов. Но до того, как эта кровопролитная война началась, Российская Империя успела реализовать уникальный проект, проложила железную дорогу от Забайкалья до Приморья по «спорной» территории Маньчжурии. Этот путь стал называться Китайско-Восточной железной дорогой. Сокращённо — КВЖД. Приамурский губернатор Николай Иванович Гродеков подчёркивал, что в плане грандиозности сооружения и оперативности проводившихся работ конкуренцию КВЖД мог составить разве что Суэцкий канал. Но если принимать во внимание те сложнейшие предлагаемые обстоятельства, в которых пришлось строить эту дорогу, то никакой конкуренции не было вовсе. Начиная с 1917 года по 1921 год Китайско-Восточная железная дорога стала своего рода опорной базой белогвардейщины в борьбе с молодой Советской Россией. Группировки, создаваемые царскими офицерами, оседали вдоль линии дорог, в полосе отчуждения. Здесь было сгруппировано до 75 тысяч человек, которых смело можно было назвать активными врагами советской власти. Аппетиты на важнейшую хозяйственно-экономическую артерию Дальнего Востока были и у западных держав. В марте 1918 года США приняли декларацию, в которой заявляли о том, что союзные державы, горящие желанием помочь русскому народу, хотят воссоздать успешную деятельность Китайско-Восточной железной дороги, а также Сибирской железной дороги. Штаты заявили, что общее наблюдение за дорогой будет осуществляться межгосударственным союзным комитетом, в который войдёт каждая держава, имеющая военные силы в Сибири. А в 1922 году была созвана так называемая Вашингтонская конференция с участием Англии, Франции, Китая, Италии, Японии. Без России! Один из ключевых вопросов конференции, конечно же, КВЖД. Манипуляции, проводившиеся за спиной России, наносили молодому советскому государству колоссальный политический и экономический ущерб. Навести порядок в Северной Маньчжурии, где то и дело осуществляли свои вылазки белогвардейцы, нападавшие на советские погранзаставы, можно было только в одном случае – урегулировав отношения с Китаем. К середине 1920-х годов Китай был поделён враждовавшими между собой группировками милитаристов. Одним из ключевых деятелей эпохи был не признававший власти центрального правительства Китая маршал Чжан Цзолинь – властелин Маньчжурии, по территории которой шла КВЖД. Советская власть, избравшая путь переговоров, заключила соглашение о регулировании вопросов, связанных с КВЖД, и центральной властью Китая, подписав в мае 1924 года документ с Президентом Китайской Республики Ви Куин Веллингтоном Ку, а в сентябре с Чжан Цзолинем. Согласно достигнутым договорённостям, КВЖД рассматривалась, как исключительно хозяйственный объект, являющийся не военным, а коммерческим предприятием. Во-вторых, сроки аренды были снижены с 80-ти до 60-ти лет. Китайскому правительству было предоставлено право выкупить дорогу. Но только за китайский капитал. Без участия США или любых других третьих лиц. Это было гарантией не допуска в КВЖД ключевых политических врагов молодой Советской России. Несмотря на заключённые соглашения, с 1925 по 1928 год китайцы осуществили более 2000 провокаций против Советского Союза. В 1927-м году эти действия стали систематическими и приобрели чётко выраженную цель – насильственный захват КВЖД. Катализатором этих провокаций был международный антисоветский блок. Китай был великолепным инструментом приграничного силового давления на Советскую Россию. Нередко советские граждане, служившие на КВЖД, становились невинными жертвами белогвардейцев и белокитайцев, обосновавшихся в полосе отчуждения. Советское правительство настойчиво призывало к соблюдению достигнутых в 1924 году договорённостей, а также международных норм и правил. Но китайцы не гнушались тем, чтобы осуществлять варварские налёты не только на КВЖД, но и на консульство СССР в Харбине, где 27 мая 1929 дипломаты Советского Союза были арестованы, а важная документация захвачена. Эта дерзость, граничащая с откровенным беспределом, была настолько неслыханной, что возмутились даже американские СМИ, которые никак нельзя было упрекнуть в симпатиях к СССР. Американцы прекрасно понимали, что молодая советская власть, какой бы она ни была, тщетно пытается урегулировать ситуацию мирным путём. Впрочем, не нужно тешить себя иллюзиями. Реакционные круги стран Запада были объединены против Советского Союза. В мае 1927 года полицией Великобритании было осуществлено нападение на Российское кооперативное общество в Лондоне. А также на советское торговое представительство в Англии. В Варшаве убили советского дипломатического представителя Петра Лазаревича Войкова, именем которого названа одна из станций московского метро. Вопросы создания антисоветской коалиции активно обсуждались в Швейцарии. Всё это «дало право» руководителю Китайской Республики Чан Кайши заявить сразу же после нападения на советское консульство, что Советская Россия не принимает адекватных мер на обыски в дипломатических представительствах в Великобритании, Франции, где правительство вынудило СССР сменить советского посла. Можно им? Значит, можно и нам! Чан Кайши открыто призывал атаковать излишне миролюбивую Россию. Поэтому советско-китайские баталии на КВЖД не были спонтанны. Они стали результатом планомерной, ожесточённой борьбы с Россией, которая велась в разных уголках мира. В политике мира и дружбы СССР видели слабость и нерешительность. Апогеем международной травли Советского Союза стал захват маньчжурскими милитаристами Китайско-Восточной железной дороги. Нападавшие искренне и вполне обоснованно рассчитывали не только на помощь осевших в Китае белогвардейцев, но и на одобрительные возгласы настроенного против СССР мирового сообщества. 10 июля 1929 года войска Чжан Сюэляна произвели захват телеграфа Китайско-Восточной железной дороги. Закрылись торгпредства и хозучреждения. Советские рабочие и служащие, работавшие по линии КВЖД, были взяты в плен. 200 человек арестовали. 60 человек, в том числе управляющий и его подчинённые, были выдворены за пределы Китайской Республики. Войска Чжан Сюэляна, львиную долю в которых составляли отряды белогвардейцев, были придвинуты к рубежам Советской России. 13 июля СССР заявил решительный протест. Но, как и предполагалось, Китай был активно поддержан западной прессой. В той же газете New York Times называли Россию провокатором и уверяли, что наша страна пожинает посеянную ею же бурю. США выступили своего рода идейным вдохновителем и созидателем западного фронта, который в советско-китайском конфликте защищал китайских агрессоров. СССР, а не Китайская Республика, обвинялся цивилизованным миром в нарушении международных соглашений. Это было сделано с одной целью: изобразить номинальное расследование конфликта на КВЖД и поставить во главе объекта представителя США. Зазвучали предложения о создании Англо-Американской финансовой группы для помощи Китаю в выкупе КВЖД, хотя, как мы помним, такой вариант прямо противоречил соглашениям СССР и Китая. Противостоять китайской экспансии было сложно, так как на дальневосточных рубежах СССР дислоцировались не такие уж большие силы – 18-й и 29-й стрелковые корпуса, входившие в состав Сибирского военного округа, но в процессе обострения ситуации на российско-китайской границе преобразованные в самостоятельное соединение – Особую Дальневосточную армию. Её возглавил будущий маршал Советского Союза Василий Константинович Блюхер. Штаб армии находился в Хабаровске. Одним из соединений командовал легендарный советский военачальник Константин Рокоссовский. В августе 1929 года начались провокации на Амуре. Китайцы обстреливали советских военнослужащих и мирное население. Огонь также вёлся по советским катерам и пароходам. В сентябре Блюхер подписывает приказ о приведении войск в полную боевую готовность, но даже в этой ситуации СССР пытается решить конфликт переговорным путём. Попытки вернуть КВЖД под контроль СССР не прекращались ни на минуту, хотя количество провокаций на границе росло день ото дня. К 1 октября 1929 года численность китайской армии превышала советские войска в 3-5 раз. Но командование Особой Дальневосточной армии получило приказ дать отпор зарвавшимся провокаторам. Ведь угроза нападения на Хабаровск и Приамурье была более чем реальной. В октябре-ноябре 1929 года войска РККА нанесли по группировке противника несколько сокрушительных ударов. Так началась Сунгарийская наступательная операция. Первый серьёзный удар пришёлся на крепость Лохасусу с целью разгрома Сунгарийской речной флотилии противника. В ночь на 12 октября 1929 года наши корабли вошли в территориальные воды Китая, советские самолёты 68-го гидроотряда сбросили бомбы на китайские корабли. Подключились советские бронекатера. И к 13 часам 12 октября 1929 года крепость была взята. Последовали новые мирные предложения СССР, которые были отклонены Китаем, рассчитывавшим на то, что подобравшаяся зима ограничит возможности советской флотилии, а по льду Амура готовящиеся к новому нападению китайские войска выдвинутся на территорию Советского Союза и блокируют Транссиб, отрезав весь Дальний Восток от СССР. Другого выхода, как разгромить остатки Сунгарийской флотилии и уничтожить сухопутные силы противника, концентрирующиеся у Фугдиня, в данной ситуации не было. 30 октября ударная группа советских кораблей заняла исходные позиции в советских водах. 31 октября корабли подверглись жестокому артобстрелу противника, несмотря на который 1 ноября Фугдин был взят. От китайской Сунгарийской флотилии, как и от сухопутной группировки врага, ничего не осталось. Китайцы, опасаясь попасть в окружение, спешно ретировались из города. Упреждение агрессии оказалось куда более действенным, чем призыв к миру. Но была повержена лишь одна из группировок врага, угрожавшего в 1929 году советскому Приамурью. Конфликт на этом исчерпан, конечно же, не был. За «китайскими товарищами» стояли куда более могущественные силы, имевшие свои виды на КВЖД, куда китайцы продолжали стягивать свои войска, устраивая провокации с участием белогвардейских банд. Впереди была сложнейшая Маньчжуро-Чжалайнорская операция, начавшаяся 17 ноября при температуре, пробившей отметку -20 градусов по Цельсию. Войскам РККА предстояло взять города Маньчжоули и Чжалайноре, где были вырыты противотанковые рвы и стояли китайские войска, готовые осуществить атаку на СССР. Несмотря на серьёзные инженерные укрепления и ожесточённое сопротивление китайских войск силы советской авиации, артиллерии, кавалерии при поддержке танков МС-1 сумели занять эти города и обратить противника в бегство. Потери РККА составляли 123 человека убитыми. Потери противоборствующей стороны оказались многократно большими. Было уничтожено 1500 и взято в плен 8000 китайцев, среди которых был прославленный китайский военачальник — генерал Лян Чжу-цзян, а также порядка двух с половиной сотен офицеров, казалось бы, несокрушимой Мукденской армии Лишь после этого китайские власти спешно выразили желание приступить к мирным переговорам, о чём уведомили СССР. 22 декабря 1929 года был подписан Хабаровский протокол. Китайско-Восточная железная дорога вновь становилась совместным предприятием СССР и Китая. Все взятые в плен и арестованные советские граждане вернулись домой. Китайским крестьянам военнослужащие Рабоче-крестьянской Красной армии вернули реквизированных китайскими войсками лошадей и повозки, которые стали боевыми трофеями нашей армии. Бараки пленных украшали миролюбивые надписи «Мы — братья!», сделанные русскими на китайском языке с помощью переводчика. С военнопленными советские военнослужащие обращались настолько хорошо, что из 8000 пленных китайцев 1240 пожелали жить в Советском Союзе. А 27 подали заявления о вступлении в комсомол. С белыми эмигрантами обошлись жёстче. На территорию СССР было вывезено 244 человека, из которых 153 были расстреляны. Несмотря на то, что многие из них успели принять китайское подданство. Остальные были приговорены к длительным срокам в лагерях. На самой КВЖД была проведена масштабная чистка персонала. Увы, Китайско-Восточную железную дорогу сохранить не удалось. После оккупации Маньчжурии Японией, уже в 1930-е годы количество провокаций умножилось. В 1935 году Советский Союз продал КВЖД марионеточной японской «империи» Маньчжоу-Го. Такая история.

Желтороссия наша
© Русская Планета