Войти в почту

Полундра! Топ-10 фактов о коммунальном флоте Москвы

Если пассажирская навигация по Москве-реке пользуется стабильной популярностью и горожан и туристов, то об особенностях навигации технической знают далеко не все. Сайт "РИА Недвижимость" собрал главное о работе коммунального флота ГУП "Мосводосток", которое отвечает за чистоту главной водной артерии столицы. Факт №1: коммунальный флот Для сбора мусора с глади Москвы-реки специалисты Мосводостока задействуют два специализированных судна: МС-1 и МС-3. "Название расшифровывается как "мусоросборщик", но свой МС-1 мы иногда в шутку называем "Михаил Светлов", – говорит капитан-дублер и механик МС-1 Ринат Хисматуллин. Состояние Москвы-реки также контролируют с пяти других суден поменьше, многие из которых названы в честь городских рек: "Яуза", "Пресня", "Сходня". На вооружении Мосводостока есть и катера быстрого реагирования, которые занимаются ликвидацией разлива нефтепродуктов и других последствий аварийных ситуаций. Факт №2: экипаж судна Экипаж мусоросборного судна состоит из трех человек: механика, матроса и моториста, рассказывает Хисматуллин. Команды работают посменно, одна смена длится 12 часов. Члены экипажа отвечают за уборку Москвы-реки, а также за поддержание чистоты и порядка на самом судне. При необходимости специалисты Мосводостока проводят мелкий технический ремонт оборудования и следят за исправностью его работы. "Члены экипажа – это мастера на все руки. За штурвалом может стоять и капитан, и его дублер-матрос или моторист, мы все взаимозаменяемы и можем друг друга при необходимости подстраховать", – замечает Хисматуллин. Факт №3: маршруты по Москве-реке Каждый из двух судов отвечает за свой участок Москвы-реки, объясняет руководитель группы эксплуатации гидротехнических сооружений (ГТС) Мосводостока Владимир Лапенков. "Москва-река делится на два отрезка. МС-1 следует по маршруту от Крымского моста до Бесединского моста. А МС-3 отвечает за очистку участка от Крымского моста до шлюза №9", – отмечает Лапенков. За 12-часовую смену каждое судно проходит зону своей ответственности дважды – туда и обратно. Факт №4: сезон работы Обычно рабочий сезон флота Мосводостока стартует ранней весной и завершается к ноябрю. В летние и осенние месяцы основной массив собираемых отходов составляет природный мусор: листва, трава и бревна, которые приносит с верховий. С наступлением холодов мусоросборные судна уходят на зимовку, на контроле реки остаются несколько дежурных теплоходов, которые работают в экстренных случаях. В этом году из-за эпидемиологической обстановки мусоросборные корабли вышли на работу немного позже обычного, рассказывает Хисматуллин. "Но я работал на удаленке: наливал в ванную воды, пускал туда кораблик и управлял им, чтобы навык не потерять", – шутит капитан-дублер. Факт №5: оборудование корабля МС-1 и МС-3 оборудованы специальными сетчатыми "лопатами" на носу. С их помощью из реки достают природный и бытовой мусор, который затем поступает в контейнер, установленный на борту корабля. На мусоросборных суднах также есть автоматизированные краны. Их задействуют, чтобы сдвигать отходы в баке, доставать крупногабаритный мусор из воды, например, бревна. Помимо механизированной уборки, экипажи МС-1 и МС-3 также убирают отходы вручную на труднодоступных участках: закутков у причалов, вблизи пристаней. Для этого специалисты используют сачки и багры. Факт №6: специальная терминология Как и на любом другом судне, специалисты коммунального флота используют в работе специальную "морскую" терминологию, обращает внимание Хисматуллин. "Капитанская комната – это рубка, лестница – трап. То же самое касается помещений корабля: гальюн, камбуз, палуба, нос, корма. Все это у нас в обиходе", – рассказывает капитан-дублер. Всего на мусоросборном судне предусмотрено пять помещений: машинное отделение, каюта для отдыха, раздевалка, капитанская рубка, уборная. Факт №7: судовая связь По словам Хисматуллина, для общения с другими техническими и пассажирскими судами флот Мосводостока использует судовую связь. Она необходима для безопасного судоходства. "Прежде чем развернуться или совершить маневр, необходимо сначала оценить обстановку вокруг: не идет ли кто следом, сколько места впереди, кто находится в периметре. Затем соседние суда обязательно предупреждаются по судовой связи о маневре", – объясняет специалист. Во время ежедневной уборки Москвы-реки мусоросборочное судно может остановиться для очистки участка неограниченное количество раз. Факт №8: объемы мусора За смену МС-1 и МС-3 собирают до 5 кубометров бытового и природного мусора, говорит Хисматуллин. Его объемы значительно вырастают после обильных ливней на территории города, добавляет Лапенков. "Когда идут сильные дожди, с берегов и набережных все смывается в воду. Соответственно, бывает, что и до 60 кубов за смену вывозим", – отмечает руководитель группы эксплуатации ГТС. С осадками связана основная примета членов экипажа: если в Москве идет дождь, значит, на следующий день будет немало работы. Факт №9: утилизация мусора Природный и бытовой мусор, собранный МС-1 и МС-3, по окончании смены отвозят на площадку временного хранения на одну из баз Мосводостока. Затем, по словам Лапенкова, приезжают специалисты подрядной организации, грузят отходы в контейнер и в короткие сроки вывозят на утилизацию. Факт №10: помощь людям и животным Нередки случаи, когда экипаж мусоросборного судна помогает людям и животным, оказавшимся в беде на реке. Хисматуллин вспоминает: однажды его экипаж спас тонущую собаку. "Она потом до самой смерти у нас жила, умная была очень. А был еще случай, когда человека с помощью ковша из воды вытащили", – делится историей из практики капитан-дублер.

Полундра! Топ-10 фактов о коммунальном флоте Москвы
© РИА Недвижимость