Войти в почту

Важной частью творческого наследия композитора Георгия Свиридова стали его дневники

Балашихинская Детская школа искусств № 1 на Парковой улице носит имя Георгия Свиридова. Важная часть творческого наследия композитора — его дневники. У Свиридова не осталось прямых потомков. Георгию Васильевичу выпала горькая участь пережить обоих сыновей. Всем творческим наследием Свиридова занимался сын его сестры искусствовед Александр Белоненко. Он создал Национальный свиридовский фонд и Свиридовский институт. Им и была опубликована книга «Музыка как судьба», составленная на основе дневников, которые композитор вёл с конца 1960-х годов. В 2002 году это издание было объявлено книгой года, которая в буквальном смысле взорвала читающую Москву. Публикация дневников композитора открыла Георгия Свиридова — мыслителя, продолжающего тот особый род русской литературы и философии, начало которому положили «Дневники писателя» Ф.М. Достоевского. Кроме безжалостных характеристик деятелей культуры ХХ века, в том числе своих современников, в книге есть выстраданные мысли автора. Вот, к примеру, его мысли о культуре: «Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть — вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне — есть опасность лишиться высокой нравственной категории и выдавать за неё нечто совсем другое». А вот о двух типах художников: «Первый тип — А. Блок, С. Есенин, Н. Рубцов, Мусоргский, Корсаков, Рахманинов — поэты национальные (народные). Они никому не служат, но выражают дух нации, дух народа, на него же опираясь… Если есть предпосылки к их появлению, время как бы само рождает их. Второй тип художника — прислуга. Такой поэт или художник служит силе, стоящей над народом, и, как правило, чужеродной силе. Под видом национального беспристрастия, интернационализма в его главным образом американском понимании он служит интересам обычно чужой нации, стремящейся установить свое господство над коренным народом. Примеров много». В насаждении пошлости, убивающей душу, особую роль играет псевдоинтеллигенция, спаянная неприятием исторической русской традиции в музыке, литературе, в бытовой и религиозной культуре. Коррумпированное этим неприятием сообщество изображает своё превосходство над народом и его историей, диктует вкусы. Псевдоинтеллигенция всячески насаждает антитрадицию, «искусство агрессии, насилия и воинствующего зла, попирает человеческое и национальное достоинство, любовь народа во имя торжества военизированно организованного меньшинства, желающего духовно править миром». То, что Свиридов ещё в конце 70-х годов ХХ столетия называл дурновкусием, заполонило к началу ХХI столетия телевидение, прессу и даже литературу, а уж тем паче — сцены и арены. Уже в тетрадях 1982-1983 годов Георгий Свиридов с горечью констатирует: «Нации русской больше нет». Ну а потом, по мере ускорения горбачёвской «перестройки», ситуация стала ухудшаться с каждым днём: «Народ русский… почти утерял свою национальную особенность и принадлежность. Он превратился в безликую рабскую массу, всегда готовую к послушанию» (запись 1988 года). «Бывшему русскому народу уготована уже роль… прислуги» (запись 1989 года). «Русские давно уже стали колониальным народом, удел которого — скорое исчезновение с арены мировой истории и гибель». «Россия медленно зрела до расцвета, а погибает стремительно. Русский народ перестаёт существовать как целое, как нация». У Георгия Свиридова ещё теплилась надежда, что русский народ возьмётся за ум и стряхнёт с себя рабство и жирных пауков, присосавшихся к его телу. Самым страшным видом пауков он считал так называемых «прорабов перестройки» — проводников провозглашённого Горбачёвым «нового курса», который за 6 лет привёл стану к катастрофе. Иначе, предупреждал композитор, русский народ «останется униженным рабом и будет истреблён, что может произойти гораздо быстрее, чем мы думаем». Спохватимся ли? Успеем ли? — такие вопросы пробуждают пропитанные болью мысли композитора, чьё имя носит Детская школа искусств №1 в Балашихе. Дневники Георгия Свиридова достойны того, чтобы быть введёнными в школьную программу. На мой взгляд, это было бы куда более полезно, чем относительно недавнее вбивание в неё солженицынского ГУЛАГа. Столь чистых и болеющих за судьбу страны и народа людей, каким был Георгий Васильевич Свиридов, всегда было мало. Высокое бескорыстие — их жизненное кредо. В отличие от многих своих коллег-современников Георгий Васильевич не слишком заботился о своём благосостоянии. Например, он не имел своей дачи, живя на государственной, а рояль, стоявший у него дома, арендовал у Союза композиторов… Биографию Георгия Васильевича Свиридова можно найти в Центральной городской библиотеке имени Ф.И. Тютчева — в сборниках «Сто великих композиторов», «Композиторы. Век ХХ» и других. Наиболее полно его жизнь и творчество освещает книга «Георгий Свиридов в воспоминаниях современников» издательства «Молодая гвардия» 2006 года. К 90-летию со дня рождения композитора в 2005 году была выпущена книга «Всероссийские хоровые ассамблеи». В 2014 году издана книга «Путь к традиции: сборник исследовательских работ преподавателей и учащихся учреждений образования и культуры Московской области, посвящённых творчеству Г.В. Свиридова». Есть и другие материалы, в том числе статьи из журнала «Балашиха: Голоса сердец» о жизни и творчестве композитора. Святослав КОНОВАЛОВ

Важной частью творческого наследия композитора Георгия Свиридова стали его дневники
© Большая Балашиха