Музыка до карантина: итоги сезона 

Музыка до карантина: итоги сезона
Фото: Ревизор.ru
Это был сезон значительных дирижерских достижений. Три концерта тем ценнее, что пребывание маэстро на посту главного дирижера Оркестра имени Светланова подходит к концу. И «Рождественская оратория» Баха в соборе, и вагнеровское «Золото Рейна» в Филармонии, и там же — новогодне-рождественская программа — все вызывало интерес и творческие споры. О трактовках Юровского, о звучании музыки в зале с той или иной акустикой. Но, кажется, всех увлекли вступительные слова маэстро, без которых не обходится ни один его концерт.
К Вагнеру обратился и  в концертном исполнении «Тангейзера», когда оркестр Мариинского театра и группа солистов гастролировали в «Зарядье». Интересно было сравнить аналитику, ясно различаемую в величественном музыкальном полотне Юровского, с открытыми душевными волнениями оркестра Гергиева.
Фестиваль «Возращение», как всегда, прошел в Консерватории в первых числах января и состоял из четырех концертов — «Страна глухих», «Фейклор», «Отцы и дети» и «Концерт по заявкам». Разнообразие имен, концепций и музыкальных стилей, взятых на вооружение группой друзей-музыкантов из разных стран, остается фирменной приметой проекта, который имеет уже солидные исторические корни: в 2020 году фестиваль проходил в двадцать третий раз. Фестиваль «Возвращение». Фото: Екатерина Ключникова
А фестиваль «Опера Априори» — в седьмой. Увы, до коронавируса успели сделать лишь концерт в Англиканской церкви св. Андрея. «Шесть веков британской хоровой музыки». Были представлены сочинения композиторов разных времен — от мастеров Ренессанса до новейших авторов. Все это красиво спели российский вокальный ансамбль Intrada (руководитель Екатерина Антоненко) и британский коллектив VOCES8.
Из множества фортепианных концертов сезона отмечу парное выступление и  в «Зарядье» — первое официальное совместное выступление мастеров. Дуэт, сыгравший пьесы Метнера и рахманиновскую Сюиту номер 2, а потом «Весну Священную» Стравинского в авторской версии для двух фортепиано, «был удивительно точным — по умению расслышать друг друга и взаимно подключиться к совместному „потоку“.
Концерты пианистки Варвары Мягковой стали для многих меломанов открытием нового имени. Мягкова, долгое время по личным причинам не выступавшая, в одночасье стала популярна после публикации видео ее выступлений в соцсетях, а ее „живые“ концерты идут с нарастающим успехом, и не без причин. О концерте в галерее „Нико“, где пианистка с аншлагом сыграла Баха, Шопена и Дебюсси, я писала: „Мягкова делает всем известную музыку первозданной. Да что там, она играет так, будто сама ее написала“. Варвара Мягкова. Фото: Владимир Гурин
В той же галерее „Нико“ прошел очередной фестиваль „Нико-фест“, придуманный и курируемый пианистами Анной Генюшене и . Нестандартные программы (в частности, музыка Ван Хольта и вечер ». Мифы и легенды", который давал художественную и образовательную возможность проследить, как тема античности претворялась в музыке разных времен), как и участие лучших московских исполнителей обеспечили высокий уровень фестиваля, с его «палитрой композиторских стилей и музыкальных форм».
Концерт скрипача в Малом зале Консерватории с партитами Баха привлек внимание и программой ("На концерте в Консерватории я играю три Партиты Баха, потому что лучше Баха пока что ничего не придумано. Он единственный композитор, у которого нет неудачной музыки. Вообще", говорил Бровцын), и личностью исполнителя, одного из лучших скрипачей наших дней.
Плодотворным был сезон для адептов исторически информированного исполнительства. В «Зарядье» гастролировал прославленный и его коллективы — «Хор Монтеверди» и оркестр «Английские барочные солисты», они впервые приехали в Россию с единственным концертом музыки 17-го и 18-го веков. Кстати, книга Гардинера о Бахе вышла на русском языке в то же время.
Вечер под названием «Моцарт и Сальери» с дирижером Стефано Монтанари творчески осваивал восемнадцатый век. Узнаваемый Моцарт тут предстал почти неизвестным — так тонко были вскрыты нюансы музыки. А малоизвестный широкой публике Сальери подавался как крупномасштабный композитор (кем он, конечно, и был). Оркестр «Столетия» (Les Siècles), созданный французским дирижером Франсуа-Ксавье Ротом, обратился к эпохе европейского романтизма. Звучали Бетховен и Берлиоз. Да так, что не оторвешься. «Игра тембрами была как грандиозная битва», писали рецензенты.
Концертный зал «Зарядье» предоставил Большой зал для дирижера Венсана Дюместра и его ансамбля Le Poème Harmonique. Французы привезли программу из редко исполняемых вещей, характерных для эпохи их написания. Программа «Анаморфозы» (по словам Дюместра, это произведения, «перемещённые из сферы светского, плотского в область сакральную») увенчалась «Miserere mei, Deus» Аллегри, знаменитым секретным мотетом Ватикана в исполнении двух многоголосных хоров. Стефано Монтанари. Фото: https://www.classicalmusicnews.ru/
Старинной музыке был посвящен и блестящий концерт и его оркестра «Le Concert des Nations» в том же зале. Программа «Посвящение земле. Бури, грозы и морские празднества в барочную эпоху». Это «панорама бурь природных и бурь волшебных, оживленных присутствием мифологических и аллегорических существ», исполненная с воодушевлением и тонким пониманием стиля.
"Декабрьские вечера Святослава Рихтера" на этот раз были отданы британскому искусству, а поскольку музыкальный фестиваль в Музее изобразительных искусств всегда тесно связан с живописью, то 12 концертов были приурочены к большой выставке . Звучала музыка 17 -20 веков, от английских вёрджиналистов до Бриттена.
Концерты молодого дирижера собирали полные залы, и не впервые, потому что Емельянычев ведет оркестры самобытно и творчески. Так было в «Зарядье», где маэстро руководил камерным оркестром «Солисты Нижнего Новгорода», и в Концертном зале имени Чайковского, где прозвучала оратория Гайдна «Времена года». Естественный вывод из этих концертов — за творчеством маэстро стоит следить.
Опера и вокал
Репертуар московских оперных театров был на редкость разнообразным.
Спектакль «Сказка о царе Салтане» в Большом театре (опера Римского-Корсакова) сделана режиссером вместе со сценографом , хореографом Ириной Кашубой и художником по костюмам . За пультом стоял музыкальный руководитель театра . Дирекция Большого заказала команде семейный спектакль. Это вдохновило Франдетти на театральную игру с применением цирка и балета. И на «радость сказочной откровенности». «Дидона и Эней». Гаяне Бабаджанян — Колдунья. Фото Дамира Юсупова/ Большой театр
Оперу Перселла «Дидона и Эней»" прежде никогда не ставили в Большом театре. Постановку Венсана Уге не назовешь большой удачей, она модно политизирована, но при этом слишком рассудочна. Впрочем, нравственная коллизия спектакля — «сперва любил, потом бросил»— всегда актуальна.
Пожалуй, самой ожидаемой премьерой сезона стал «Садко», которого в ГАБТе поставил режиссер  — большой поклонник Римского-Корсакова. «Изменив детали сказочной буквальности, уйдя в иные, как бы прагматично обусловленные, миры, протестуя против понимания Римского-Корсакова лишь как этнографа, Черняков.. приблизился к пониманию метафизического замысла оперы». История человека наших дней, ищущего себя через погружение в сказочные миры новгородских былин, получилась тонкой и вскрывающей многие сложные смыслы. Плюс несомненные вокальные удачи. «Садко». Cадко — . Фото Дамира Юсупова/ Большой театр.
Исполнилось 10 лет Молодежной оперной программе Большого театра, давшей миру много качественных солистов, что и было отмечено большим юбилейным концертом.
"Похождения повесы” на музыку Стравинского — постановка режиссера Саймона Макбёрни. Это большая удача Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. «Макбёрни создал спектакль, в котором всё время восхищаешься упругой четкостью мизансцен. Ни единой лишней детали, ни одной длинноты». Но и пение солистов театра, а также приглашенного певца в главной партии впечатлило. А грустная история социального подъема и упадка молодого человека, сочиненная композитором по мотивам гравюр англичанина Хогарта, в российском контексте превратилась в понятный у нас рассказ о гибели души в тисках шального богатства.
"Зимний вечер в Шамони" в том же театре — оперетта-пастиччо, составленная из фрагментов разных опусов. Премьера прошла в день 70-летия постановщика и художественного руководителя оперы . «Это подарок, который юбиляр сделал самому себе». Действие происходит на модном горнолыжном курорте. А по форме это «театрализованный концерт, где смешались фрагменты шлягерных оперетт и совсем редких, пели их на нескольких языках, а содержание арий в титрах лишь частично совпадало с оригиналом, тяготея к необременительной злобе дня». В итоге получился бенефис оперной труппы. «Зимний вечер в Шамони». Фото: stanmus.ru Концертные исполнения опер — это знаменитый в Концертном зале имени Чайковского с ранней оперой Моцарта «Мнимая садовница», привезенной в Россию в год сорокалетия знаменитого ансамбля Les Arts Florissants ("Цветущие искусства") и 75-летия самого Кристи, главы «Цветущих искусств». Это «Бореады» Рамо в «Зарядье», его последний опус, привезенный чешским оркестром Collegium 1704. Прекрасная музыка, в которой смешались «традиционная барочная риторика, оборачивающаяся у Рамо союзом с интимностью рококо и „классицистской простотой видения мира“.
И наконец, а течение двух недель Москву с концертами посетили известные певицы. Выступление прошло в Большом зале консерватории, Клементин Марген и  пели в филармоническом Концертном зале имени Чайковского. Такое сопоставление весьма эффективно для анализа мировой вокальной картины.
Конечно, множество интересных премьер и концертов пришлось перенести на будущее, а оно пока неопределенно. Будем надеяться, что все задуманное состоится.
Видео дня. Заммэра Новоуральска случайно застрелили на охоте
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео