Войти в почту

«Решили испытать не себя, но Яузу»: к чему приводит плавание по городской реке

Инженер-разработчик Арсений Епишев и его сестра Алина, работающая преподавателем русского и английского языков, совершили на днях десятикилометровое плавание по Яузе. Взяв надувную лодку — пакрафт — они отправились в путь, чтобы после рассказали МОСЛЕНТЕ о новых ракурсах, нереальной Москве, крутых берегах и чувстве опасности. С берега на речку смотреть может любой дурак, потому как дело это простое и доблести никакой не предполагающее. Недаром же все набережные облеплены самыми разными людьми. «Уточка!» — кричит один. «Красота!» — вздыхает другой. «Наливай!» — командует третий. А реке все равно, у нее, в отличие от двуногих, забот невпроворот. Впрочем, среди последних есть и исключения, покой которым только снится. Им все нужно сделать шиворот-навыворот. К примеру, не с берега смотреть на реку, а с реки на берег. Зачем? Чтобы постигнуть смыслы, конечно же. И еще изменить угол зрения, увидев привычное непривычным. В общем, сплошная философия. Вот и Алина с Арсением… «Мы, — говорят они, —давно хотели посмотреть на привычные места с непривычного ракурса. Вот и…» Фото: Алина Епишева А после уточняют глубокомысленно: «Лодка у нас появилась давно. И желание проплыть по Яузе возникло у нас давно. Но оно не было оформлено в некий конкретный план, а существовало как абстрактная идея, которую хотелось когда-нибудь воплотить. А тут подвернулся случай». В общем, все завертелось. «Не волновались, а предвкушали» «Самая грязная речка в мире, — сказал Орлов, печально оглядевши яузские берега. — Отложим испытание. Потеплеет — поедем на Клязьму, лодку-то хотя бы пожалей. Я и сам понимал, что самой легкой лодке в мире, пожалуй, обидно плавать впервые по Яузе. Мне было жалко ее, но поделать я ничего не мог». (Юрий Коваль, «Самая легкая лодка в мире») «Цель была еще и вот какой, — делится Алина. — Испытать не себя, но Яузу! Нам было любопытно, пригодна ли она для таких заплывов. И, конечно, получить удовольствие от близости к воде и природе…» Природа, к слову, в этот момент беззастенчиво радовалась. Светило солнце. Стояла жара. Около двух часов пополудни брат с сестрой вышли к берегу, чтобы тронуться в путь. В руках у них был рюкзак со сложенной резиновой лодкой, весла и пакет бутербродов с докторской колбасой. «Спустить лодку на воду мы решили возле мостика через Яузу со стороны Чукотского проезда — это недалеко от метро Бабушкинская, — говорит Алина. — Там и берега пологие, и течение спокойное». Фото: Алина Епишева Волновались ли? «Скорее, — уточняет, — предвкушали. На воде мы чувствовали себя спокойнее, чем на суше: люди появлялись редко и были на достаточном расстоянии, чтобы мы чувствовали себя в безопасности. В этом плане сплав — отличный способ социального дистанцирования». Кто-то считает романтиков людьми непрактичными. Но это все враки. Маршрут у Алины и Арсения был спланирован заранее и тщательно продуман до малейшей детали, несмотря на очевидную сложность. Звучал он так: «Проплыть от Бабушкинской до Ростокинского акведука». Вышло все, однако, совсем не так. Фото: Алина Епишева «После дождей и разлива Яузы берега в районе акведука, и без того довольно крутые, стали влажными, покрытыми грязью, — рассказывает Алина. — Поэтому мы решили продолжить путешествие и найти более дружелюбное место для завершения нашего приключения. Вот и доплыли до Богатырского моста, в общей сложности преодолев десять километров. Мы рассчитывали, что управимся за пару часов: течение у Яузы не самое медленное, плюс планировали грести. Но в процессе плавания сделали выбор в пользу того, чтобы никуда не спешить, наслаждаться шумом воды, природой вокруг и самим моментом. Ну, и да — еще мы устроили пикник на воде, поев бутербродов и попив воды. Получилось романтично. Так что наше путешествие заняло чуть больше трех часов». «Была готова окунуться» «Давно-давно не видали яузские жители свободного корабля на ее волнах. Иногда только бродят здесь катера "Озон" и "Орион", и снова пусто меж берегов — чердаки да крыши отражаются в скучной городской воде». (Юрий Коваль, «Самая легкая лодка в мире») Люди, конечно, любопытствовали. Махали руками и кричали вслед странникам, но сначала — неразборчиво, а после, едва лодка преодолела порог возле свибловского стадиона, уже более отчетливо. Но слова их потонули в грохоте аплодисментов. Кадр: Алина Епишева «Мы встретили там первое препятствие: небольшую дамбу-водопадик. Я была уверена, что на этой лодке мы ее не преодолеем, так что была почти готова окунуться в не самую чистую воду. Однако ж мы проплыли! — радуется Алина. — Наш маршрут оказался и легче, и живописнее, чем предполагалось. Мы не думали, что сможем почувствовать себя в настоящем лесу: щебетали птицы, шуршала вода, шелестела листва, проплывали изредка ондатры, а пару раз мы даже заметили черепах». «Было напряженно…» « — У нас лодочка легкая, — сказал капитан. — На ней можно хоть по болоту плавать. — Засосет, — сказал Натолий. — В черную чарусью попадете — и засосет. Там, в макарках, чарусьи есть. Ямы черны, бездонны, засасывающи». (Юрий Коваль, «Самая легкая лодка в мире») Бывало, впрочем, разное. Местами русло Яузы оказывалось с трудом непроходимым из-за всякого хлама, но чаще — из-за поваленных деревьев. Под какими-то Алине и Арсению получалось проплыть, улегшись на дно лодочки. Какие-то завалы приходилось разгребать руками, расчищая путь вперед. «В одном из таких завалов мы даже застряли, — уточняет Алина. — Было напряженно, потому что берега тут крутые — не вскарабкаешься. А обратно течение не пустит. Так что я руками разгребала ветки, тянула нас вперед, держась за поваленное, но устойчивое дерево. Брат же проталкивал лодку вперед в очищенную мною дорогу». Или вот еще было. «Когда мы подплывали к Ростокино, течение начало усиливаться. Добавились звуки стройки. А через пару минут появилась и сама стройка. Фото: Алина Епишева С двух сторон реки стояли подпорки и строительная техника, свисающая над водой. Шум, лязг. Честно говоря, близость техники навевает на меня страх: много слепых зон плюс высокая вероятность непредвиденных ситуаций… Так вот. Обратно не поплывешь, по берегу не обойдешь. Поэтому мы поплыли прямо в стройку. Благодаря быстрому течению этот участок мы преодолели секунд за 20, проплыли, лежа под самодельным строительным мостиком-тропинкой, и выплыли в лес. Но в эти 20 секунд опасность мы прочувствовали по-настоящему». Дальше был небольшой оживленный участок и Ростокинский акведук. «Снизу он выглядит очень монументально. А проплывать под ним почти сразу после стройки — это такой необычный контраст, что немного теряешься в реальности». «Мы были в диком лесу» «Вдруг внезапно, совсем неожиданно макарка кончилась. Перед нами была трава, только трава — таволга, вех, молочай — и никакой макарки. — Вот и все, — сказал капитан, — конец плаванью». (Юрий Коваль, «Самая легкая лодка в мире») Реальность, однако, человека не теряет никогда — хоть в воде ты, хоть на берегу. И любому плаванию приходит конец, оставляя после себя послевкусие докторской колбасы и прочих приятных вещей. А также новые смыслы, ради которых все, собственно, и затевалось. Фото: Алина Епишева «Москва с воды ближе к природе, — делится этими самыми смыслами Алина. — По крайней мере, на этом участке. Мы знали, что рядом — жилые районы, торговые центры, автомагистрали. Но это все будто находилось в параллельной реальности: мы были в диком лесу». В планах у брата с сестрой — еще раз пройти Яузу, но начать путешествие с верховий и завершить его в месте ее впадения в Москву-реку. «В Москве почти вся вода — открытая, — говорят они. — Закрыт лишь участок возле Кремля. Поэтому никакого специального разрешения для такого любительского сплава нам не нужно. А нужно лишь иметь жилеты и знания техники безопасности».

«Решили испытать не себя, но Яузу»: к чему приводит плавание по городской реке
© Мослента
Мослента: главные новости