Летим, плывем, крутимся на быстрых нейтронах
В НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского» начались разработки нового сверхзвукового самолета для гражданской авиации. Подобный самолет под названием ТУ-144 был в строю в далеком 1975 году, развивая скорость в 2500 километров в час. Но, проект оказался недолговечен из-за своего технического несовершенства, и о сверхзвуковом пассажирском лайнере надолго забыли. Вспомнили сейчас по причине, что пора осваивать новую рыночную нишу, да и появились прорывные технологии, связанные с разработкой фактически нового вида авиационной техники. Возможно, это будет самолет с небольшим количеством пассажиров, но он должен развивать крейсерскую скорость не менее 2000 километров в час и быть конкурентоспособным на мировом рынке. Что любопытно, о необходимости возвращения в гражданскую авиацию сверхзвуковых самолетов в феврале прошлого года сказал Владимир Путин во время встречи с общественностью в Казани. При этом он пожелал, чтобы проект «был в рамках здравого смысла». Наверное, на поиск именно этого смысла потребовалось больше года с гаком. А в Санкт-Петербурге уже закончили работу над созданием первого электрического катамарана российского производства. Судно под названием Ecovolt недавно было спущено на воду. Компания «НПК Морсвязьавтоматика» потратила на его разработку и постройку полтора года. Катамаран может перевозить 60 пассажиров с крейсерской скоростью около 13 километров в час. Но, при необходимости, он может увеличить ее примерно вдвое. Без подзарядки катамаран может трудиться на воде десять часов. Уже подписан контракт на поставку пяти электрокатамаранов для туристической линии Эрмитаж – Петергоф. Еще одна разработка ученых «Росатома» может претендовать на очередной прорыв в области атомной энергетики. Проект, в рамках которого они работают, кстати, носит название «Прорыв». В результате было испытано «топливо будущего» для реакторных установок на быстрых нейтронах. Это топливо обезопасит эксплуатацию ядерных реакторов и позволит снизить объемы радиоактивных отходов, а также значительно удешевит эксплуатацию атомных электростанций. Знаменитый своими грузовиками автозавод КамАЗ тоже не топчется на месте. Здесь недавно был представлен гигантский карьерный самосвал полной массой до 87 тонн и грузоподъёмностью 60 тонн. Назвали его «Самсон». Длина его 11 метров, а высота – почти четыре. У него пять осей, три из которых – ведущие и имеют поворотные механизмы. Предполагается, что грузовик будут использовать в карьерах на тех участках, которые опасны для жизни водителя, а потому он имеет систему автономного движения и может вывозить грузы самостоятельно. С разработкой собственных процессоров в России пока не так успешно, как в создании грузовиков. До сих пор единственной страной, которая создавала свои процессоры были США. Однако, и российские технологии родили свой процессор «Эльбрус» 8СВ. Вряд ли он в данный момент может конкурировать с американскими, в том числе и по стоимости, но британское издание Techradar недавно опубликовало мнение экспертов, которые считают, что российский процессор не стоит недооценивать, и он имеет все перспективы чтобы составить конкуренцию американским процессорам от Intel и AMD в будущем. Созданием его занимается государственная корпорация «Ростех» в расчете, что он будет использоваться в госструктурах. Вроде, как и импортозамещение и повышенная безопасность. Но появилась и перспектива, что на мировом рынке может появиться вполне конкурентоспособный процессор российского производства, что совсем в недалеком прошлом считалось чем-то из области фантастики. Хороши ли наши железнодорожные вагоны? Для Египта вполне подходят. Именно с этой любимой нашими туристами страной заключен контракт более чем на миллиард долларов. Египтяне россиянам – деньги, а те им взамен свои железнодорожные вагоны количеством в 1300 штук. Часть вагонов изготовят на Тверском вагоностроительном заводе), другую — в Венгрии. У нас есть все основания верить, что хороших новостей будет больше. Для начала поверим Путину, который пообещал, что российская экономика выйдет из коронавирусного кризиса с минимальными потерями, а инфляция в ближайшее время не будет превышать 4%. Он напомнил, что в 1990-е России присылали гуманитарную помощь как беднейшей стране мира, чтобы с голоду не помирали, а зарплату выплачивали благодаря внешним кредитам. Уместно ли подобное сравнение с нынешней Россией? Есть такой грузин Мераб Мамардашвили, который себя называет профессиональным философом. Вот одна из его цитат: «Россия — страна вечной беременности. Всё время что-то происходит, но ничего не случается». Так и хочется продолжить: так поднимем бокалы, чтобы что-то наконец случилось.