Учат, спасают, покоряют космос: кем работают молодые москвичи

Москву по праву можно назвать молодым мегаполисом. Каждому пятому жителю столицы — от 14 до 30 лет, сегодня в городе живут 2,5 миллиона молодых людей. В День российской молодежи, который отмечается 27 июня, молодые и уже достигшие первых успехов в карьере москвичи рассказали mos.ru, как спасают жизни и покоряют космос, учат и лечат людей, а также о том, с какими трудностями они столкнулись на пути к мечте. Валерия Мельникова (24 года), инженер аэрокосмических систем Со школьных лет Валерия Мельникова, аспирантка МГТУ имени Н.Э. Баумана, мечтала поступить в знаменитый вуз. «Я очень хотела учиться в Бауманке — это лучший технический вуз России, наша гордость. В школе нам про него много рассказывали, ставили в пример. Я всегда предпочитала технические науки, мне очень нравилась математика», — рассказывает Валерия. Она пробовала поступить туда по результатам олимпиады и не прошла, но, к счастью, было достаточно баллов ЕГЭ. «Моя специальность — аэрокосмические системы. Пока училась, преподаватели смогли меня заинтересовать. Многие говорили, что учиться будет очень сложно, однако это оказалось вполне по силам, даже в удовольствие. Когда кажется, что не можешь чего-то выучить, а потом сдаешь очередной экзамен, это очень мотивирует», — говорит Валерия. С третьего курса она участвует в проектах молодежного космического центра МГТУ, а в данный момент работает над созданием наноспутников. «Это спутники маленького размера — 10 на 10 на 15 сантиметров, предназначенные для исследования Солнца, — рассказывает Валерия. — Мы сами проектируем конструкцию спутников, отдаем чертежи на завод, там изготавливают детали, которые мы потом собираем. Также сами занимаемся разработкой всех служебных систем — ориентации, энергоснабжения, радиосвязи. Выполняем полный цикл от производства до проведения испытаний». Уже в июле два наноспутника отправятся в специальном контейнере на космодром, их планируют запустить на орбиту Земли уже этой осенью. Космические летательные аппараты будут фиксировать разные параметры Солнца и космической погоды и передавать их в центр управления полетами МГТУ, где студенты будут обрабатывать данные. В 2018 году три человека из коллектива молодежного космического центра стали лауреатами премии Правительства Москвы молодым ученым за исследования, связанные с применением модели солнечного паруса для наноспутников. Это устройство помогает управлять летательными аппаратами с помощью давления электромагнитного излучения Солнца. Грант — 1,5 миллиона рублей — потратили на производство тех самых наноспутников, которые ждут отправки на космодром. «Кого-то шокирует, когда я рассказываю, какую специальность получила и чем занимаюсь. Некоторые преподаватели, например, до сих пор считают, что бесполезно учить девушек, они все равно не пойдут работать на завод. Все разные: есть те, кто готов давать знания, есть те, кто живет предубеждениями. Руководитель нашего центра — женщина, это тоже на меня повлияло», — подчеркивает Валерия. В свободное время девушка изучает иностранные языки, любит путешествовать — посетила уже более 20 стран. Часть поездок прошли в составе делегаций на научных конференциях. Как молодым ученым получить премию Правительства Москвы Премии молодым ученым увеличили до двух миллионов рублей Владислав Моренков (23 года), пожарный Владислав Моренков с детства хотел помогать людям. Отчасти это было предопределено: родственники молодого человека работали медиками, спасателями и пожарными. Окончательное решение о будущей профессии пришло после трагической гибели друга семьи. «В 2010 году, когда я учился в седьмом классе, 21 марта во всех новостях сообщили, что погиб начальник службы пожаротушения Москвы Евгений Николаевич Чернышев. Этот момент стал переломным: я решил стать пожарным или спасателем, помогать людям», — рассказывает Владислав Моренков. После девятого класса молодой человек поступил в Технический пожарно-спасательный колледж имени Героя Российской Федерации В.М. Максимчука. Но сначала было непросто: в семье очень хотели, чтобы Владислав выбрал профессию спокойнее — пошел бы, например, в медицинский колледж. В 18 лет, на третьем курсе, он начал работать пожарным. Отслужив в армии, Владислав пришел в отряд № 215 Пожарно-спасательного центра Москвы, где работает и сегодня. «После армии было много предложений уйти в полицию, в Росгвардию, но я уже окончательно решил, что хочу заниматься своим делом — быть пожарным и спасателем», — говорит Владислав. Пожарно-спасательный отряд выезжает не только на пожары, но и на серьезные аварии и ДТП. Помогают полиции или скорой помощи — например, вскрывать двери в чрезвычайных ситуациях. Порой специалисты действительно сильно рискуют, и Владислав Моренков не отрицает: иногда на работе бывает страшно. «Это человеческий фактор. Скорее ненормально, если человек ничего не боится. Но, когда выполняешь свою работу, пытаешься все это отбросить и выполнить ее максимально качественно, грамотно, быстро и безопасно. Я обдумываю все действия наперед: что может произойти, что может случиться и как этого избежать», — отмечает Владислав. В свободное время молодой человек занимается спортом, дайвингом и альпинизмом. «Мои увлечения скорее помогают работе. Там тоже бывают экстремальные стрессовые ситуации, с которыми ты справляешься. Ну и, конечно, надо постоянно поддерживать хорошую физическую форму», — добавляет Владислав Моренков. Молодой пожарный регулярно участвует в профессиональных соревнованиях — как индивидуально, так и в составе команды. Владислав считает, что это отличная возможность прокачать навыки и обменяться профессиональным опытом. Мария Головина (25 лет), учитель С будущей профессией Мария Головина определилась в восьмом классе. Сейчас она преподает английский и французский в школе № 1466 имени Надежды Рушевой, в которой училась сама. «Я наблюдала за учителями, которые преподавали у меня. Их профессионализм, отношение к работе сподвигли меня выбрать эту профессию», — говорит Мария. «Родственники и педагоги переживали, потому что нужно быть стрессоустойчивой, что в процессе работы могут возникать сложности… Но я никого не послушала и не жалею об этом», — говорит Мария Головина. Сразу после школы она поступила в Московский педагогический государственный университет, после бакалавриата начала работать по специальности. Признается честно: в первое время были трудности, в том числе с дисциплиной в классе. «Взращивать в себе внутренний стержень поначалу было непросто. Но со временем у меня получилось наладить контакт с детьми, все проблемы оказались преодолимы», — рассказывает Мария. Мария Головина — автор сценариев уроков и приложений для «Московской электронной школы». Она занимается разработкой метапредметных и межпредметных уроков, пишет диссертацию на эту тему. «В целом дети с интересом откликаются на подобные занятия. Уметь выстраивать связи между предметами важно. Метапредметность — это в том числе умение использовать навыки и знания в области одного предмета при изучении другого. Допустим, в этом году мы разрабатывали проект по литературе и иностранному языку. На таких занятиях рассматривают особенности перевода, лингвистику. Также можно сочетать историю и иностранный язык», — рассказывает Мария. Она участвует в многочисленных профессиональных конкурсах и олимпиадах, а еще увлекается пением — говорит, что это пригодилось и в школе, при организации внеклассных занятий. Денис Сокорев (25 лет), врач Денис интересовался медициной с детства, потому что в этой сфере работали его родственники. Однако со специализацией определился не сразу. «Моя бабушка всю жизнь проработала терапевтом. Ребенком я приходил к ней на работу, сидел на приеме и видел, как она общается с пациентами, как помогает им справляться с болезнью. И тогда я думал, что тоже обязательно стану врачом», — рассказывает Денис Сокорев. После окончания школы он поступил в Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. На первых курсах рассматривал возможность стать хирургом — еще студентом начал работать в Первой градской больнице имени Н.И. Пирогова сначала санитаром в операционной, потом медбратом в кардиореанимации. Там он и выбрал будущую специальность. После окончания вуза Денис поступил в ординатуру по кардиологии в больнице имени И.В. Давыдовского, куда сейчас устраивается на работу и раздумывает о поступлении в аспирантуру. «Кардиология интересна тем, что ею можно заниматься как в экстренной медицине, например, в отделении реанимации или в операционной, так и в обычном терапевтическом отделении», — рассуждает Денис. Родители и супруга Дениса тоже работают в сфере медицины и поддерживают его выбор. Молодой врач не скрывает: учеба в медицинском вузе давалась нелегко, порой приходилось сидеть за учебниками день и ночь. «В такие моменты, наверное, многих студентов посещают мысли, что, может быть, стоит уйти в какую-то околомедицинскую специальность. Но, когда получаешь знания, а потом применяешь их на практике, видишь, как очень тяжелые пациенты возвращаются к привычной жизни, понимаешь, что сделал правильный выбор профессии, — это потрясающее впечатление», — рассказывает Денис. Во время пандемии COVID-19 он работал в поликлинике на первичном приеме пациентов с высокой температурой, затем в реанимации для больных с коронавирусной инфекцией в больнице имени Давыдовского. «Мне хотелось разобраться в этой болезни, увидеть ее в лицо. Это хороший профессиональный опыт», — говорит Денис. Поскольку у молодого врача свободного времени почти ни на что, кроме работы, не остается, он старается проводить его с семьей.

Учат, спасают, покоряют космос: кем работают молодые москвичи
© Mos.ru