Войти в почту

Обыск, применение силы, препятствие съёмки — что ещё строго запрещено охраннику в магазина?

Практически каждый из нас хотя бы раз в жизни имел конфликтную ситуацию с охраной магазина, берущей на себя излишнюю ответственность, или позволяющей себе хамское отношение к посетителям магазина. Сегодня мы решили узнать у практикующего юриста Дмитрия Матвейчука, на что же реально имеют право охранники, а что им строго запрещено. – Добрый день, Дмитрий! Помогите разобраться в ситуациях, чаще всего возникающих у покупателей с охраной магазинов или торговых центров. Ведь мы знаем немало случаев, когда охранники, превышая свои полномочия, наносят телесные повреждения гражданам или вовсе становятся причиной их смерти. Дмитрий Матвейчук Здравствуйте! Конечно, ведь это стало довольно злободневной темой. В моей практике были случаи, когда на работу в охрану брали лиц с судимостью по статьям связанным с проявлением агрессии. Эти сотрудники проявляли агрессию и становились реальной угрозой жизни и здоровья клиентов магазина. – Давайте тогда сразу разберемся, кто такие охранники и как регламентируется их деятельность? Дмитрий Матвейчук — Как правило, большая часть охранников приглашаются на работу в «ЧОП» (Частное Охранное Предприятие). Там они проходят обучение, и после сдачи квалификационного экзамена получают удостоверение частного охранника. В дальнейшем им будет предложена работа по трудовому договору с конкретным предприятием, или они будут устроены непосредственно в ЧОП и будут перемещаться с объекта на объект. Деятельность охранных предприятий регламентируются законом «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». Согласно ему охранникам запрещено: осуществлять любые действия, которые могут быть расценены посягательством на права и свободы гражданина; применять меры, являющиеся угрозой для жизни, здоровья, чести и достоинства; ставить под угрозу имущество гражданина. Ответственность за действия сотрудника ЧОП несет как сам охранник, так и его предприятие. На сегодняшний день в охранной сфере занято практически 1,5 млн человек. Нередки случаи привлечения на должность охранника человека без соответствующего права предоставлять охранные услуги. Как правило, вакансию предлагает непосредственно отдел кадров магазина и прием на работу происходит после простого собеседования. В таких случаях ответственность за сотрудника несет непосредственно организация или магазин, пригласивший человека на работу. – Одина из частых проблем заканчивающаяся конфликтами — обыск клиентов без видимых на то причин. Якобы охранник заметил, что клиент сложил в карман или сумку неоплаченный товар. Или еще более нелепые обоснования обыска: «Покупатель вел себя подозрительно и нервничал». Можно ли все это считать причиной для обыска, и имеют ли право охранники таки проводить досмотр личных вещей? Дмитрий Матвейчук Обыск, досмотр и осмотр — это разные вещи, с точки зрения закона. Чтобы понимать, имеет ли на это право охранник, нужно различать смысл этих мероприятий. Обыск (личный) — уголовно-процессуальное законодательство — проверка вещей, ручной клади и непосредственно тела (одежды) гражданина, осуществляемая на основании постановления для обнаружения предметов имеющих отношение к уголовному делу. После произведения обыска составляется протокол. Досмотр — административное законодательство — проверка личных вещей гражданина для выявления административных нарушений. Для осуществления мероприятия привлекается двое понятых, после чего составляется протокол. Осмотр — визуальное изучение предметов без их непосредственного обследования. Осуществляется исключительно с разрешения покупателя, без давления со стороны охраны. Очевидный вывод: охрана магазина не имеет права проводить досмотры, а тем более обыски. Ему позволено лишь осмотреть вещи и только после получения на то согласия гражданина. В случае возникновения подозрений, что посетитель магазина мог совершить противозаконные действия, банально украсть что-то, при этом он отказывается на добровольный осмотр вещей, тогда охранник должен вызвать полицию на основании 12 ст. закона «Об охранной деятельности», которая имеет право осуществлять досмотр. Важный нюанс! Досмотр проводится исключительно лицами одного пола с подозреваемыми и понятыми, если речь идет о досмотре непосредственно человека, а не его сумки. – Покупатель должен ждать приезда полиции? На каком основании? Дмитрий Матвейчук Правильный вопрос! Основания для задержания покупателя — вещественные доказательства: наличие видео съемки, где клиент взял товар и спрятал его в карман или другое тайное место; личные вещи, которые срабатывают на магнитной ленте, и осмотр которых, запретили. Простое предположение охранника не является основанием для задержания покупателя. Поэтому он может покинуть магазин, не дожидаясь приезда полиции. Но если у охраны есть весомые аргументы, тогда можно заставить клиента ждать проверку уполномоченными лицами. Важный момент! В случае если охранник применит силу, или причинит любой вред гражданину без видимых для того причин, тогда на него можно подать в суд за превышение должностных полномочий. – Должен ли покупатель оставлять личные вещи в камере хранения? И как быть с покупками, сделанными в другом магазине? Можно с ними входить в магазин, если знаешь, что там есть такие же товары? Дмитрий Матвейчук Камеры хранения установлены в магазинах исключительно для удобства клиентов. То есть, позаботившись о вас, магазин предлагает не носить за собой другие покупки и тяжелые вещи. Но, они не являются обязательными для использования. Тем более, что администрация магазина в письменном виде оповещает, что не несет ответственности за сохранность вещей в камере хранения. Это и является подтверждением, что оставлять любые личные вещи можно исключительно по доброй воле. Если охрана или администрация заставляет оставить личные вещи, ссылаясь на внутренние инструкции, тогда клиент может сразу обращаться в полицию, ведь на законодательном уровне подобных ограничений не существует. Если клиент приобрел такие же товары, какие имеются в магазине, куда он зашел, тогда ему стоит оповестить об этом охранника, чтобы не создавать проблем в дальнейшем. Сумку с купленными ранее товарами можно сразу провести через магнитные ленты. Если покупатель не вызывает подозрений, просьб об осмотре вещей поступать не должно. – Один из частых вопросов покупателей: «Почему нельзя вести фото и видеосъемку в магазине?». И действительно, а если я хочу сфотографироваться в нескольких разных платьях и отправить фото, чтобы посоветоваться какое же выбрать? Сейчас же мир смартфонов и интернета! Дмитрий Матвейчук Никто, ни на каком основании не может посетителям магазина запретить делать фото или видео товара. В данном случае — это право на свободу передачи данных гарантированное конституцией. Поэтому сотрудники магазина не могут запретить вести съемку. В том числе это право относится и к съемке неадекватно ведущего себя охранника или администратора магазина. Съемку стоит делать не только непосредственного человека участника конфликта, но и обстановки в магазине в целом. Гражданин имеет право сослаться на премьер-министра Медведева, который еще в 2013 году выступал против запретов съемки в общественных местах. Если вы ведете съемку хамовитого охранника, то смело оповещайте, что данное видео станет частью доказательств в суде неправомерности и недопустимости его действий. – Можно ли посещать магазины с едой и животными? Ведь часто детки по пути едят конфету или мороженое, пьют водичку или сок. И как быть с животным, если его взяли с собой на выгул и срочно понадобилось войти в магазин. Да и есть те клиенты, которые постоянно ходят со своими домашними любимцами. Дмитрий Матвейчук Что касается еды, то строгих запретов по поводу ее нет. Все сугубо на уровне человечности. Предупредите охрану, что вы входите с открытым товаром (едой) и пусть ваш ребенок дальше пьет свой сок. Вам, конечно, могут сказать, что в магазин нельзя со своей едой, но на законодательном уровне подобных запретов не существует. Поэтому, если вас заставляют покинуть магазин или выбросить начатый продукт, можете требовать книгу жалоб. По поводу животных все не так просто. На государственном уровне нет никаких законодательных актов, запрещающих брать в магазин вашу любимую собачку. То же касается пиктограмм на дверях, они носят сугубо предупредительный характер в тех городах, где не предусмотрено закона о запрете данных действий. В то же время, в Москве и ряде крупных городов, уже издан закон, запрещающий брать животных в общественные места, в том числе магазины. Для этого стоит почитать местные законы и убедиться в правомерности своих действий. – Последний вопрос: как бороться с охранниками, превышающими свои полномочия? Дмитрий Матвейчук Действительно, с некачественным предоставлением охранных услуг стоит бороться. Ведь все мы можем попасть под руку неадекватному охраннику, возомнившему себя частью государственной власти. Если такой сотрудник повел себя некорректно и при этом не извинился за свои действия, а клиент считает, что его следует наказать, тогда необходимо принимать меры: потребовать у сотрудника охраны предоставить удостоверение (вам его нужно заснять или запомнить ФИО); написать жалобу на этого сотрудника в ЧОП, за которым он числиться, и потребовать проведения разбирательства; затем, если дело серьезное, заявление пишется в полицию и прокуратуру, после чего оно будет передано в суд. Как показывает практика, чаще всего суд становится на сторону покупателей и признает право на получение материальной компенсации за моральный ущерб, причиненный горе-охранником. Поэтому не забывайте о своих правах и не закрывайте глаза на преступные действия сотрудников магазинов. Только мы сами можем изменить поведение таких работников, привлекая их к ответственности. – Спасибо вам за разъяснение прав покупателей и охранников, теперь многие смогут повлиять на неправомерные действия в свой адрес, или даже помочь людям попавших в подобную неприятную ситуацию. Дмитрий Матвейчук Не за что! Главное, не оставаться равнодушными. Ведь мы сами строим свое будущее и страну, в том числе.

Обыск, применение силы, препятствие съёмки — что ещё строго запрещено охраннику в магазина?
© Банки Сегодня