Войти в почту

Эффект кафетерия - Сможет ли удаленная работа заменить офисы, или они станут еще одной жертвой коронавируса

В каком-то смысле офисы уже давно агонизировали. В 1960-х годах американский футурист Мелвин Уэббер предсказал, что мир достигнет «эпохи пост-городов», когда удастся не выходя из дома поддерживать тесный контакт в реальном времени с бизнес-партнерами и близкими. Во время бума доткомов в конце 1990-х годов рост числа интернет-компаний приблизил этот момент. Как отмечал в 1997 году британский журналист Фрэнсис Каирнкросс, интернет решает проблему расстояний. Как только расстояние перестает иметь значение, офисы становятся неактуальными. Может показаться, что мы достигли этой точки. Дикторы и менеджеры, которые раньше воспринимались исключительно как офисные работники, во время пандемии перешли на «удаленку». И все же любой, кто пользовался групповыми чатами в мессенджерах, знает, что, несмотря на все достижения коммуникационных технологий, удаленное взаимодействие с коллегами в таком формате часто труднее, чем встреча лицом к лицу. Проблема гораздо глубже, чем задержки или прерывание связей. Как утверждал социолог Марк Грановеттер в 1973 году, функционирующие общества опираются не только на «прочные связи» (близкие отношения), но также и на «слабые связи» (случайные знакомства). В то время как «прочные» имеют тенденцию образовывать близкие отношения с людьми, с которыми вы чаще всего общаетесь, «слабые» существенно расширяют круг общения. «Слабые» социальные связи с большей вероятностью поспособствуют рождению новых идей и перспективных проектов. И хотя видео-чат или социальные сети могут помочь поддерживать связь с ближним кругом, вряд ли они будут способствовать появлению новых знакомств вне ближнего круга. Результаты опросов студентов Массачусетского технологического университета, преподавателей и руководителей во время пандемии, кажется, подтверждают это. Исследователи создали две модели одной и той же сети социальных связей: одна показывала взаимодействие до закрытия кампуса, а другая - взаимодействие во время карантина. Первоначальные результаты, которые по-прежнему нуждаются в дополнительной проверке и экспертной оценке, указывают на то, что взаимодействие сокращается, и люди обмениваются большим количеством сообщений в небольшом кругу контактов. Короче говоря, существующие «сильные» связи углубляются, а «слабые» - ослабевают. Возможно, в будущем появится возможность имитировать физическое взаимодействие и формировать слабые связи в интернете. Но на данный момент онлайн-платформы плохо подходят для такой формы взаимодействия. Сейчас они активно отсекают неизвестных людей - функция, которая подпитывала политическую поляризацию еще до пандемии. В результате, наши «социальные пузыри», сформированные системой блокировки, становятся еще более надутыми. Офисы кажутся единственным противоядием от этой фрагментации и могут быть особенно полезны. И все же они вряд ли станут как до пандемии. Такие компании как Twitter, которые не видят риска снижения производительности, будут стремиться снизить накладные расходы. Что касается сотрудников, то им не потребуется много времени, чтобы привыкнуть к жизни без долгих поездок на работу и строгих корпоративных графиков. Это будет иметь далеко идущие последствия. Даже снижение спроса на офисные помещения на 10% может привести к резкому падению стоимости недвижимости. Но в то время как это плохая новость для девелоперов, архитекторов и агентов по продаже недвижимости, подобная тенденция способна ослабить экономическое давление, стоящее за городским благоустройством. В любом случае компаниям не следует полностью отказываться от офисов хотя бы ради самих себя - новые, инновационные идеи, которые рождаются в ходе общения специалистов, необходимы для успеха и для благополучия общества. Они могут позволить сотрудникам чаще работать из дома, но одновременно должны позаботиться о том, чтобы время, проведенное людьми в офисе, способствовало формированию «слабых» связей. Это может означать, например, преобразование традиционных планировок в более открытые, динамичные пространства, которые будут способствовать так называемому «эффекту кафетерия» (обзаводиться новыми знакомствами, формируя «слабые» связи, легче всего во время обеда в кафетерии). За этим могут последовать более радикальные изменения. Кризис Covid-19 показал, что человечество располагает инструментами, чтобы поддерживать связь, не выходя из дома. Теперь необходимо найти способ использовать имеющиеся офисные площади, чтобы сотрудники могли регулярно собираться там и обмениваться идеями. Это означает возрождение офиса в той форме, которая усиливает его главный актив – способность развивать социальные связи.

Эффект кафетерия - Сможет ли удаленная работа заменить офисы, или они станут еще одной жертвой коронавируса
© Версия