Сэкономить на покупках поможет... соцсеть
На просмотр социальных сетей российские пользователи каждый день тратят более двух часов. Провести это время с пользой предлагает стартап BenefittY, запустивший социальную сеть для выгодных покупок — только ее участники обмениваются не рецептами и новостями, а скидками. Первые пользователи уже смогли сэкономить до 15–20% обычных трат, говорят в проекте и рассчитывают на успех: экономить на покупках стало для многих привычкой, а в кризис — и необходимостью. Фото: benefitty.ru Скидка по обмену Идея стартапа появилась у основателя и CEO BenefittY Евгения Титаренко во время поездки за границу, когда было нужно искать подходящие магазины и кафе. «Приходилось пользоваться сразу несколькими сайтами с отзывами, читать рекомендации, смотреть рейтинги, это было долго и неудобно», — вспоминает предприниматель. К тому же советам незнакомцев не всегда стоило доверять, а главное, для многих мест у семьи просто не было скидочных карт. Вернувшись в Россию, Титаренко придумал платформу для обмена такими отзывами и рекомендациями, но, главное, более простого пользования картами лояльности и скидками в магазинах и кафе. Это не просто очередной электронный кардхолдер, подчеркивает он, хотя в BenefittY можно хранить и свои карты. Это удобно, ведь нередко уже в магазине обнаруживаешь, что карта осталась дома или вовсе утеряна. Но теперь в приложении картами можно еще и делиться с другими пользователями, включая друзей и родственников, и, главное, использовать их карты. О специальных предложениях здесь быстро узнают владельцы карт Visa, Mastercard или МИР, проще стало искать магазины, где есть повышенный кэшбэк или бонусы за покупки. Удобнее получать в одном канале скидочные и акционные офферы. «Наша главная идея была не делать конкурента Facebook или “ВКонтакте”, где люди общаются и делятся разными историями. Мы хотели запустить соцсеть для выгодных покупок», — объясняет Титаренко. Кризис в руку На разработку платформы ушло около полутора лет, пока в проект вкладывают собственные средства. Команду разработчиков возглавляет руководитель разработки Mango Telecom Павел Смирнов, также в проект пришел Антон Володькин, ранее операционный директор по маркетингу «М.Видео». Ограничиваться только российским рынком в BenefittY не собираются: в планах компании выйти на рынок США и Европы (это можно было бы сделать уже сейчас, если бы не пандемия, уточняют в проекте). Впрочем, кризис делает платформу более интересной для пользователей — покупательская способность будет снижаться по всему миру, уточняют здесь. Так, россияне только в апреле, подсчитали в ВТБ, сократили расходы уже более чем на треть. Однако сейчас приложению будет проще набрать армию пользователей из-за растущей вовлеченности населения в различного рода приложения для покупки товаров и услуг, считает Дмитрий Завьялов, заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова. Вообще, период самоизоляции оказался просто золотым временем для расширения клиентской базы компаний, работающих онлайн, отмечает он. Бороться за клиента в новых реалиях предстоит и бизнесу. Сейчас у приложения есть устойчивый пул пользователей, все они могут стать участниками порядка 4200 покупательских программ лояльности и получать скидки и кэшбэк более чем в 700 российских и международных компаниях. В их числе Альфа-банк, Росбанк, Райффайзенбанк, «М.Видео», «Перекресток», Hoff, OBI, Ostin. Регистрация в новой сети бесплатная, каждый новый пользователь автоматически получает стандартный статус. Для больших скидок уровни (всего их 4) надо повышать, зарабатывая бонусы, например за отзывы, видео, фотографии и т.д. Также новый уровень можно купить. Но основная монетизация будет за счет сотрудничества с крупным и мелким бизнесом, в том числе банками и ритейлерами. В основном активность пока сосредоточена онлайн: с компаниями платформа работает через CPA-сети. Для бизнеса платформа может стать дополнительным источником привлечения покупательской аудитории, а значит, способом увеличения продаж. С помощью платформы можно быстро запускать цифровые программы лояльности. Но главное, в перспективе это еще и возможность анализировать предпочтения покупателей, формируя затем для них персонализированные предложения. Причем делать это с расчетом на аудиторию других магазинов. «Например, если кто-то купил соковыжималку, продуктовый магазин может предложить персональную скидку на цитрусовые в течение месяца. Человек будет получать выгодное предложение в нужное время», — говорит Евгений Титаренко. К текущему функционалу команда обещает добавить возможность обмена бонусными баллами между пользователями в рамках одной программы лояльности, а также обмена баллами разных компаний. Пока для рынка это в новинку: покупателям такие возможности доступны лишь в рамках отдельных нишевых проектов. Ставка на покупателя Если говорить о сервисах лояльности в целом, это уже достаточно отыгранная история: есть много предлагающих такие услуги компаний, ведь в бизнесе низкие барьеры на вход, отмечает Егор Абрамов, инвестиционный директор фонда FortRoss Ventures. Правда, BenefittY является соцсетью, в случае успеха компания могла бы создать сетевой эффект, решив тем самым вопрос с конкурентами. Он также отмечает, что привлекательность сервиса для брендов до конца не ясна, прежде всего из-за риска размытия аудитории. «Если, придя в магазин, я могу получить скидку на покупку через приложение, я буду лоялен скорее к приложению, чем к бренду», — поясняет Егор Абрамов. Он добавляет, что ответом здесь будет только реальная динамика развития бизнеса компании. С другой стороны, платформа аккумулирует крайне важную для компаний информацию о потребительских привычках клиентов, и цена ее на рынке растет, отмечает Дмитрий Завьялов. Он также напоминает, что сейчас все больше компаний, в том числе малого бизнеса, внедряют инструменты дата-майнинга и сквозной аналитики. Пока бизнес, как минимум ритейловый, уже проявляет интерес к платформе, в том числе в регионах. Как поясняет Евгений Самсонюк, совладелец сети магазинов «Цветофор» (г. Старый Оскол), которая одной из первых начала использовать BenefittY для онлайн-выпуска карт лояльности, значительный приток новых клиентов уже заметен. Весной компания вошла в число финалистов конкурса стартапов от альянса RITA (Retail Innovation Alliance, создан Х5 Retail Group, «Билайн», «М.Видео-Эльдорадо» и Hoff — ред.), в котором соревновался с несколькими сотнями проектов. Интерес вызвало именно сочетание на платформе нескольких функционалов — это и сервис для хранения электронных скидочных карт, и площадка для обмена скидками и купонами, и сервис с отзывами и рекомендациями, считают в GoTech Innovation (оператор скаутинга на территории России и СНГ для конкурса). «Сервис предложил перспективную идею — инициировать тесное целевое взаимодействие между покупателями. Для торговой компании это возможность в перспективе распространять программы лояльности на более широкую аудиторию, причем дополнительных затрат это не потребует», — говорит Евгений Барченко, сооснователь консалтинговой компании GoTechInnovation. Но все будет зависеть от активности, а главное, количества пользователей, которые начнут применять новый сервис. Автор: Ольга Блинова