В Анапе на затонувшем корабле дайверы установили третий памятный знак
В Анапе на затонувшем корабле дайверы установили третий памятный знак 21-го июня, в канун Дня памяти и скорби, связанного с началом Великой Отечественной войны, в подводной акватории Черного моря, вблизи мыса Большой Утриш, дайверы установили очередной, уже третий памятный знак на затонувшем корабле. Это известная баржа (шаланда) «Горгиппия», которая, по одним данным, была подбита немецкими торпедоносцами в феврале 42-го, по другим – в феврале 43-го. Как мы уже писали, проект «Память на дне Черного моря» проходит под эгидой краснодарского отделения Русского географического общества, идея его проведения принадлежит члену Краснодарского регионального отделения РГО, руководителю Северо-Кавказского направления дайвинг-клуба «Черная Акула» Эрнсту Антонову blackshark.uk. Цель его – установка памятных знаков на дне Черного и Азовского морей в местах гибели или крушения кораблей, самолетов и других объектов времен Великой Отечественной войны, где ранее не были установлены памятные знаки героям-краснофлотцам или летчикам. Памятный знак несет в себе часть исторической или архивной информации об объектах, а также официальный логотип 75-летия Великой Победы, Русского географического общества и инициатора проекта. Он изготавливается из листа нержавеющей стали размером 20 на 40 сантиметров. О памятном знаке, который был установлен, 11 июня, вблизи Бугазской косы, на кормовой части танкера «Валериан Куйбышев», затонувшего 2 апреля 1942 года в результате атаки немецких торпедоносцев, мы уже писали. …В этот день аквалангисты вместе с членами краснодарского отделения РГО и представителем депутатского корпуса Анапы, а также группой кадетов школы имени Героя Советского Союза Николая Старшинова смогли вместе с аквалангистами выйти в море и почтить память всех черноморских моряков, опустив траурный венок в воду. Установка памятного знака вблизи мыса Большой Утриш, по рассказам аквалангистов, была сопряжена с большими трудностями. При первом погружении, из-за сильного течения объект не был найден. На море начался сильный дождь, поднялся небольшой шторм. При повторном погружении удалось обнаружить объект и установить памятный знак в носовой части по левому борту. Были проведены фото- и видеофиксация объекта. Затонувший корабль стал своеобразным искусственным рифом и местом обитания черноморских рыб и крабов. Оставшиеся фрагменты боеприпасов – гильзы 45-миллиметрового орудия опасности для погружений не представляют. Они сцементировались с грунтом и интересны как объект для фотосъемки. Любителям дайвинга и желающим прикоснуться к истории будут доступны погружения (в рамках рекреационного дайвинга), на это затонувшее судно. Как рассказала краевед, член Русского географического общества Ирина Филипченко, учащиеся школы имени Героя Советского Союза Старшинова Даниил Филипченко и Тимофей Зубенко уже не первый раз принимают участие в патриотическом проекте «Память на дне Черного моря». Под наблюдением взрослых ребята вместе с дайверами вышли в море, опустили на воду венок, на котором было написано «Черноморским морякам – от кадетов школы им. Николая Страшинова» и отдали честь. – Конечно, участие в этой акции оставило у ребят неизгладимые впечатления, – сказала Ирина Константиновна. – И, я считаю, мы должны воспитывать поколение, которое пусть не видело этих событий, то душой, сердцем должно их прочувствовать, пережить. Вот кадет Даниил Филипченко – праправнук политрука Кошукова Ефима Ивановича, который погиб смертью храбрых в мае 1942 года под Керчью. Было это почти одновременно с трагическими событиями на барже «Горгиппия». А второй кадет – Тимофей Зубенко – праправнук моряка-краснофлотца Ивченко Трофима Марковича, который погиб практически сразу же, как только попал на фронт и был зачислен на Черноморский флот. Примечательно, что в акватории мыса лежит несколько затонувших судов времен Великой отечественной войны, например, транспорт «Фабрициус», но наиболее сохранившимся и доступным для погружений является шаланда «Горгиппия» Аквалангисты выражают глубокую признательность всем, кто принял участие в проекте и оказал реальную помощь в его проведении. В частности, депутату Совета города-курорта Анатолию Владимировичу Дьяченко. О БАРЖЕ «ГОРГИППИЯ» В мае 1920 года судно было затоплено белогвардейцами в Ейске при отступлении, но вскоре было поднято и в качестве транспорта включено в состав Керченского транспортного отряда Азовской военной флотилии (красных). 18.01.1921 г. сдано Главводу. В годы Великой Отечественной войны в составе Азово-Черноморского техфлота «Горгиппия» обеспечивала воинские и народнохозяйственные перевозки по Азовскому морю. Участвовала в Керченско-Феодосийской десантной операции в декабре 1941 года. В начале февраля 1943-го. «Горгиппия» обеспечивала высадку десанта в районе долины реки Сукко. По официальной версии советской военной истории, этот десант, как и несколько других (в районе о. Солёное, м. Железный Рог, н. п. Благовещенская, г. Анапа), были демонстративными. Однако наличие большого количества боеприпасов на судах высадки свидетельствует о более грандиозном качестве десанта. По неофициальным данным, эта десантная операция была одной из основных, способных, по замыслу командования Черноморского флота обеспечить окружение немецкой группировки в районе Новороссийска и стать препятствием для эвакуации противника в Крым через Керченский пролив. Десантная операция сорвана сокрушительным огнём артиллерии при поддержке авиации противника, а десант разгромлен. По всей видимости, хорошо сработала вражеская разведка, так как немецкая оборона была организована именно в том месте, где планировалась высадка десанта. Самоходная землеотвозная шаланда «Горгиппия», предположительно, потоплена самолётом-торпедоносцем. В носовой части судна и в районе машинного отделения, по правому борту, в обшивке ниже ватерлинии – большие пробоины. В 1982 году шаланду обнаружили водолазы НЭКМ (Научно-эксперементального комплекса марикультуры), который расположен на о. Большой Утриш. Судно было заполнено боеприпасами. В передних отсеках трюма находились снаряды, в средних – винтовки, пулеметы Дегтярёва, в задних – гранаты, цинки с патронами и ящики с тротилом. Наверх подняли сейф капитана. Внутри обнаружили трудовые книжки 13 членов экипажа и документы, из которых следовало, что паровая шаланда входила в состав каравана судов под общим названием «Ленинград». В 1983 году по заданию КГБ из Феодосии вызвали военных водолазов. Обеспечение спусков проводилось с помощью водолазного бота и сухогруза. В трёхболтовом снаряжении на объекте проведены водолазные работы по освобождению грузовых отсеков от взрывоопасного груза. При этом для облегчения задачи полностью убрали надстройки судна. Было поднято около 6 тонн взрывчатых веществ, которые подорвали в щели Отмачёва (недалеко от поселка Сукко), но и теперь в трюмных отсеках находится некоторое количество боеприпасов. Судно лежит на ровном киле на глубине 18 метров. Высота борта от грунта 5 метров.