Музыканты лишились концертов и доходов из-за коронавируса
Без приработка, а то и вовсе без работы остались музыканты и многие люди других творческих профессий из-за санитарных ограничений, вызванных борьбой против пандемии коронавирусной инфекции. Онлайн-концерты не имеют эффекта Артистка оркестра НОВАТ, артистка ансамбля «Музыка для Нас» Юлия Кузова считает, что для всех сейчас непростое время: многие отрасли приостановили свою работу на неопределенный срок, но особенно это коснулось культуры. И если потихоньку многие отрасли начинают «оживать», то прогнозировать открытие концертных площадок города просто невозможно. «В моей основной работе – оперный театр - изменений в финансовом плане не произошло. Выплачивается заработная плата, сохранился отпуск (в данный момент творческая часть работников театра в очередном отпуске) с выплатой всех отпускных. Что касается деятельности самостоятельного коллектива (ансамбля), в котором я играю - ее просто нет», - говорит Юлия Кузова. Юлия напоминает, что сейчас довольно сложно предлагать публике такой специфический продукт как классическая музыка и музыка эпохи Барокко (профиль ансамбля), а вынужденная самоизоляция и закрытие концертных площадок сократили и без того небольшой период концертного сезона. Живое общение исполнителя с публикой заменить невозможно, считает Юлия Кузова. Фото со страницы Юлии Кузовой в Фэйсбук. «Проба пера - онлайн-концерты - на мой взгляд, не имеют должного эффекта и, пожалуй, мало похожи на концерты, к которым мы привыкли. При посещении культурного мероприятия, прежде всего, важна эмоциональная составляющая этого действа. Живое общение исполнителя с публикой заменить невозможно, - считает Юлия Кузова. Артистка надеется, что после возвращения на «докоронавирусный» период удастся восстановить все планы и договоренности хотя бы на следующий концертный сезон. «Лично я за этот период, конечно, растеряла хорошую игровую форму, в домашних условиях очень сложно полноценно заниматься на инструменте каждый день. Ведь нам, музыкантам, как и спортсменам, нужен пик формы к определенной дате/концерту, которых нет...», - говорит Юлия Кузова. «Я играю не ради денег!» Гитарист Александр Касаткин руководит «Оркестром экспериментальной музыки». Для ценителей новосибирского рока он известен в качестве бас-гитариста групп «Кухня», «Коллекция мух», «Nuclear Losь», «Томас Мур». Александр работает в магазине музыкальных инструментов, игру на гитаре и концертные выступления он считает в большей степени хобби. По мнению музыканта, финансовые потери из-за отмены концертов – это не самая важная проблема. Самое главное – нет живого общения с аудиторией. «Я играю не ради денег, это, скорее, мое хобби, за концерты я получаю совсем немного. Но концертов сейчас нет, а значит, нет живого контакта с аудиторией, нет слушателей и нашей энергетики. За период запрета массовых мероприятий я участвовал всего лишь в одном концерте в формате онлайн вместе с группой Grinevich Band. Эти ребята клево играют блюз», - говорит Александр Касаткин. Гитарист Александр Касаткин руководит «Оркестром экспериментальной музыки». Фото Михаила Фокина. Гитарист с нетерпением ждет снятия запрета на концерты и на другие массовые события в масштабах города: «Хотелось бы поиграть на больших площадках. Например, раньше мы всегда играли на Дне города». Центр «Смайл» прекратил свою работу История центра начинается 1 марта 1988 года, с создания театра-студии «Смайл». Множество новосибирцев обучались в этом центре детско-юношеского творчества. Однако ограничения из-за пандемии COVID-19 весной 2020 года сильно усложнили и без того проблемную ситуацию, вызванную сменой статуса центра «Смайл». В итоге его пришлось закрыть. Руководитель центра «Смайл» Эдуард Шорник. Фото с официального сайта центра «Смайл». В сентябре прошлого года подошел черед подписывать договор об аренде муниципальных площадей, которые центр арендовал с 1994 года. «Когда мы увидели новый проект договора, пришли в ужас – вместо 25 тысяч рублей (в аренде у нас было 210 кв. метров), сумма стала 63 тысячи. В департаменте мэрии нам пояснили, что в 2018 году Совет депутатов Новосибирска принял новый закон (муниципальные помещения приравняли к коммерческим арендным ставкам, - прим. ред.). Соответственно, согласно нашему новому статусу (учреждение дополнительного образования), мы должны платить за аренду согласно ставке 0,8 (вместо 0,3, как это было ранее)», - рассказывает руководитель центра «Смайл» Эдуард Шорник. В течение декабря 2019 - января 2020 руководители центра пыталось найти какое-то решение. Но не смогли. За последние три года число детей в центре «Смайл» сокращалось. А когда с 30 марта 2020 губернатор издал постановление о самоизоляции, центр был вынужден прекратить свою деятельность. «Мы обратились с письмом к мэру с просьбой о возможности не оплачивать аренду в тот период, пока не работаем. Навстречу нам не пошли, лишь предложили рассрочить аренду до января 2021 года. Увы, для нас это очень убыточно. С 30 марта мы прекратили свою деятельность. 1 июня освободили помещение и расторгли договор. И находимся в поисках нового, более доступного помещения», - говорит Эдуард Шорник. Ранее в интервью VN.ru Павел Шаромов, художественный руководитель вокального ансамбля Новосибирской филармонии, рассказал, что в целом заработок в период коронавируса у всех музыкантов существенно сократился: «Мы все очень сильно просели. Особенно те музыканты, которые находились в статусе «самозанятых».