Войти в почту

«Я — профессионал»: Мария Ольховникова, автор проекта грузового дирижабля

В 2020 году студентка 4-го курса МГТУ им. Н. Э. Баумана Мария Ольховникова завоевала золотую медаль Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» по направлению «Дизайн». Девушка покорила жюри необычным творческим проектом: она предложила создать экологичную систему грузоперевозок на дирижаблях. 27 июня Мария примет участие во всероссийском студенческом выпускном, к который проводят Министерство науки и высшего образования РФ, АНО «Россия — страна возможностей» и Российский союз ректоров. Об участии в олимпиаде «Я — профессионал» и своем проекте Мария Ольховникова рассказала корреспонденту ИА REGNUM. Мария, золотую медаль «Я — профессионал» получить очень непросто! Поздравляем вас с этим достижением. Как вы думаете, залогом вашей победы стало обучение в МГТУ им. Н. Э. Баумана? Да! Знания, полученные в университете, очень помогли. Я считаю, что у нас на кафедре отличный учебный план, мы проходим много нужного, полезного, и, главное, актуального. Преподаватели готовы помогать нам и вне учебных занятий: рассказывать дополнительные темы, если мы просим, консультировать по проектам, направлять. Для меня Бауманка — это то место, где я могу найти ответ на любой вопрос. Сначала я сомневалась между ней, Строгановкой и ВГИКом, но сейчас понимаю, что это лучшее, что могло произойти со мной. Расскажите, какой проект Вы подготовили для олимпиады «Я — профессионал»? Мой проект — это система грузоперевозок с использованием дирижаблей. Они экологичнее всех остальных видов транспорта и более грузоподъемны, чем самолеты. Реализация такого проекта привела бы к восстановлению экологического равновесия на планете. Да, результат не будет виден за один месяц, но в долгосрочной перспективе это очень важно. Кроме того, есть и более быстрые положительные эффекты: снижение себестоимости перевозок, развитие удаленных регионов, ускорение освоения месторождений полезных ископаемых. Предполагается, что дирижабли будут совершать посадку и без специальной инфраструктуры. Так можно будет доставлять грузы в самые труднодоступные места. Можно ли сделать такие грузоперевозки международными? Или несколько тысяч километров — слишком много для дирижабля? Перевозки, конечно, могут быть международными! Причем так они будут еще эффективнее: для межконтинентальных полетов можно использовать струйные течения в тропосфере. За счет этого мы будем выигрывать энергетически: дирижабль с выключенной силовой установкой будет двигаться в течении со скоростью около 200 км/ч. Ограничения есть у любого транспортного средства. У дирижабля всё зависит от аккумулятора и его емкости. Но есть техническое противоречие: чем больше емкость аккумулятора, тем он тяжелее. А что вдохновило Вас на создание такого проекта? Небо. Я люблю дирижабли и всё летающее, потому что это путь к полету и небу. Мне очень нравится строчка из песни Николая Анисимова: «И землю я тоже, конечно, люблю, но только когда не по ней, а над нею». Она очень точно описывает то, что я чувствую. Еще я много смотрела на морских животных: рыб, дельфинов, китов, морских коньков. Гидродинамика и аэродинамика подчиняются общим правилам, поэтому если форма хорошо плывет, она и полетит хорошо. Мне очень нравится то, каким удивительным мой проект кажется людям. Когда я показываю его кому-то, меня спрашивают: «Вау, ты сама это придумала? Такое возможно?». Люди не должны переставать мечтать, не должны забывать про свои фантазии. Этот проект мог бы вселить в них мысли, которые поведут их за своей мечтой, заставят действовать, чтобы ее воплотить. Воображение — это не только детская привилегия. Его нужно развивать, не стесняться. Я хочу, чтобы люди разрешили себе мечтать. Люди, которые идут за своими мечтами, способны сделать наш мир лучше. Есть ли у Вас наставник или человек, на которого Вы стараетесь равняться? Я часто черпаю вдохновение, читая или наблюдая за «большими» людьми. Есть, пожалуй, несколько людей, которые оказывают на меня большое положительное влияние. Это, в основном, представители моей сферы или смежных, таких как транспортный дизайн. Меня вдохновляет Ричард Фейнман и его прозрачное видение сути вещей, нравится Антуан де Сент-Экзюпери и его искренность, нравится Светлана Капанина и ее смелость. Сейчас я много изучаю Илона Маска. Мне нравится то, что он соединяет инженерию, дизайн и предпринимательство. Только объединив их, можно достичь больших результатов. Расскажите, как Вы видите свой профессиональный путь в ближайшие 5 лет? Закончив бакалавриат, я хочу отучиться в магистратуре по своей специальности, получше научиться работать с формой и разработкой системных продуктов. Было бы здорово пройти обучение не только в России: прочувствовать разницу в подходах к проектированию и решить для себя, что лучше. В данный момент я уже работаю на нескольких проектах и думаю об устройстве в дизайн-студию. Это план на ближайшие 3 года. А дальше, если у меня получится то, что я задумываю, вы об этом обязательно узнаете!