Улицы Героев

промышленная мощь помогала бить врага. За годы войны на фронт ушло полмиллиона жителей области. Из них 226 тысяч не вернулись обратно. 232 человека получили звание Героя Советского Союза. Сейчас о той страшной войне напоминают около семидесяти названий самарских улиц, площадей, скверов. Пятнадцать улиц носят имена фронтовиков, чья жизнь так или иначе была связана с Самарой-Куйбышевом. Но если о таких героях, как Александр Матросов или генерал Дмитрий Карбышев, знает вся страна, то о биографиях других нужно рассказывать даже самим самарцам. Пройдемся по улицам, названным именами наших земляков – героев фронта, и вспомним их боевые подвиги. Волжский богатырь: Вадим Фадеев Галерею героев-куйбышевцев хочется начать с Фадеева, человека, чья внешность и характер так совпадают с образом «типичного волгаря» – сильного, красивого, открытого. Будущий летчик родился в Ульяновской области, но вырос и жил он в Куйбышеве. Учился в школе №6 на углу Красноармейской и Фрунзе. После школы по совету отца поступил в строительный институт, но через три года бросил. Вся страна бредила небом, самолетами, а Вадим тоже мечтал стать летчиком. Фото с друзьями из куйбышевского аэроклуба – одно из немногих, где можно увидеть лицо «довоенного» Фадеева. В 1940 году Вадим отправляется в Оренбург, учиться на военного летчика. В аэроклубе его уже тогда аттестовали как отличного пилота. Хотя для многих тогдашних самолетов он был крупноват: под два метра ростом, в сто с лишним кило, ботинки 49-го размера! Но на фронте, куда Фадеев попросился в первые же дни войны, сила и выносливость ему очень пригодились – в день он мог совершать по пять-шесть вылетов (физическое и нервное напряжение было таким, что многие пилоты, приземлившись, выжимали рубашки «как после дождя»). И воевал Фадеев так, что был для товарищей примером и в небе, и на земле. Пара эпизодов из его боевой биографии. Осенью 1941 года под Таганрогом шел бой за господствующую высоту – курган Пять Братьев. Фадеев посадил свой подбитый самолет с заглохшим мотором возле наших окопов, доложил командиру о немецких позициях, которые видел с воздуха, и тут же бросился поднимать в атаку пехотинцев. Бойцы ринулись за летчиком-великаном – и отбили высоту. Так Фадеев получил свой первый боевой орден. Воевал он «смело, даже рискованно», как писал о нем бывший командующий 4-й Воздушной армией Константин Вершинин. Однажды, уже на территории Молдавии, Фадеев увидел, что румынские кавалеристы порубили колонну мирных беженцев. Летчик не дал извергам уйти безнаказанными: догнав кавалеристов, он открыл по ним огонь, а когда закончились боеприпасы, снизился настолько, что смог использовать в качестве оружия винт самолета. К маю 1943-го «Борода» (такой позывной Фадеев получил из-за того, что отрастил длинную «неуставную» бороду) лично сбил 17 фашистских самолетов, еще три – в группе. Воевал он в одном полку с легендарным асом Александром Покрышкиным. Последний бой Фадеева начался 5 мая 1943 года с их совместного вылета. Основная группа истребителей, ведомая Покрышкиным, ушла вперед, и оторвавшемуся Фадееву пришлось противостоять двенадцати «Мессерам». Два он сбил, но сам был тяжело ранен и умер от потери крови уже на земле. Еще до этого Фадеев был представлен к званию Героя Советского Союза. А получил его посмертно – 24 мая. Именем Вадима Ивановича Фадеева названы улица в Промышленном районе Самары и сквер на проспекте Ленина – возле дома №1, «дома авиаторов». Современные историки любят пересматривать количество побед асов Великой Отечественной, можно встретить разные цифры относительно сбитых самолетов врага. Происходит это потому, что учет ведется разными методами. Разногласия возникали уже во время войны. По тогдашним правилам, если обломки самолета не находили на земле, если его гибель не подтверждали наземные войска или фотоснимки, победа летчику не засчитывалась. А ведь сбитые машины часто падали в болото или в глубоком немецком тылу... Советские летчики относились к этим правилам философски. Александр Покрышкин говорил, что непосчитанные самолеты все равно пойдут в общий счет Победы.

Улицы Героев
© СОВА