Путешествие между светом и тенью

Фото: biblionika.info Принято считать, что писательский путь Пришвина — от модернизма к реализму, но это мнение довольно поверхностное. Его " Осудареву дорогу " или, например "Корабельную чашу " никак не вместить в рамки реализма. Этим и интересен Пришвин. Он буквально пронизан противоречием между традиционным и новым, прошлым и современным. Фото: ekogradmoscow.ru Прочная связь со старой, дореволюционной Россией сочеталась в нем с острой необходимостью чувствовать современность. Пришвин пытался понять и принять новую советскую Россию, но и об утраченной родине забыть отказывался. Фото: multiurok.ru Жизненный путь писателя с детства был полон конфликтов, которые довольно дорого ему обходились. Только четыре класса он проучился в Елецкой гимназии, откуда был с отчислен с "волчьим билетом " за грубость учителю − известному критику и публицисту Василию Розанову, преподававшему в гимназии географию. Василий Розанов. Фото: multiurok.ru Их непростые взаимоотношения в этот период описаны в "Кащеевой цепи", однако, с течением времени, отношение Пришвина к себе – гимназисту и к конфликту с Розановым поменялось. Взаимная обида будет сохраняться долго, но в итоге Пришвин встанет на сторону своих учителей. В 1944 году он напишет: "Вспомнил, как я несправедливо выступил в "Кащеевой цепи" против учителей елецкой гимназии. Нужно было пройти таким 60-ти годам, чтобы учителя были поняты мною как хорошие учителя". Он отметит, что учителя хотели сделать из него "хорошего мальчика", а он хотел найти свой путь к хорошему сам. Фото: site.turcenter72.ru После того, как Пришвина отчислили из гимназии без права продолжать образование в подобных заведениях, дядя — сибирский судовладелец Иван Иванович Игнатов предложил племяннику переехать в Тюмень, где помог ему окончить училище даже с "волчьим билетом". Пришвин окончил реальное училище (6-классное среднее учебное заведение) только в 1892 году, затем отправился в Красноуфимск поступать на сельскохозяйственное отделение, но дело не заладилось, он сдал экзамены экстерном, после чего отправился в Ригу и поступил на химико-агрономическое отделение. Там он всерьез увлекся марксизмом. Фото: diafilmy.su В последствие, на протяжении долгих лет жизни, Пришвин много раз обращался к революционному сюжету своей молодости и давал ему самые различные оценки. Поначалу ему пришлась по душе революционная молодежь, и он решил, что нашел то самое - настоящее: "...марксисты меня соблазнили верой в знания, готовностью к определенному и немедленному действию, и главное, что это были все удалые ребята – жить собирались... ". Позднее за связь с социал-демократической организацией, увлечение марксизмом, за перевод книги А. Бебеля "Женщина и социализм" в 1897 году, Пришвина арестовывают и помещают в Лифляндскую губернскую тюрьму, где он пробыл полгода, а затем, еще около полугода, просидел в одиночной камере Митавской тюрьмы. Фото: cont.ws Освободившись, Пришвин уехал в Елец – ему было запрещено в течение трех лет жить в университетских городах. В Ельце он все дальше и дальше уходил от революционного дурмана... Его вера в марксизм ломалась, это отлично показано в "Кащеевой цепи". По словам самого Пришвина, это был переход от внешнего, идеализированного представления о жизни, к жизни подлинной, к внутреннему, средоточием которого станет для Пришвина литература... В 1906 году писатель совершил путешествие в Карелию, результатом которого стала первая значительная книга очерков Выгорецкого края "В краю непуганых птиц". За эти произведения он был награждён серебряной медалью Русского географического общества. Фото: krsk.au.ru Пришвин много путешествовал по России. Объездил берег Белого моря, пересек Кольский полуостров, побывал на Соловецких островах, на рыбацком судне отправился в путешествие по Северному Ледовитому океану и на пароходе добирался до Норвегии... Важной вехой в его жизни станет знакомство с Федором Шаляпиным, их дружба, основанная на взаимном почитании. Пришвин писал в дневнике: "Передавали Шаляпина по скверным пластинкам, но я всё-таки о нём то самое, что думаю всегда. Он мне является чудом, утверждающим мою любовь в родине и веру в себя". Федор Шаляпин. Фото: inosmi.ru В годы Первой мировой войны писатель станет военным корреспондентом, будет печатать очерки в газетах. К Февральской революции, у Пришвина отношение поначалу было хотя и настороженное, но в целом положительное. Однако иллюзии развеялись очень быстро, испугала Михаила Михайловича угроза национализации, обобществления, но он все еще не мог по-настоящему оценить масштаб грядущих событий: "Я против революции, но не враг народа, и потому я голосую за революцию, в надежде, что это не серьезно, что это не дело и потом как-нибудь отпадет". Много нелестных слов о Ленине, большевиках и революции было написано Пришвиным "…большевики, подымая восстание, не думали, что возьмут и удержат власть, они своим восстанием только хотели проектировать будущее социальное движение, и вдруг оказалось, что они должны все устраивать... ". Фото: yandex.ru Презираемые и проклинаемые, по мнению Пришвина, народом, большевики, по трупам растерзанных и умерших от голода и болезни, послали пионеров "будить народы миры к восстанию"... Но в конечном итоге Пришвин смирился с новой властью. Он счел, что жертвы, которых стоила большевикам революция — результат разгула человеческого зла, которое высвободила мировая война. И, по его мнению, наступающее после революции время молодых должно зло победить. Хотя и не скоро... Фото: rusbuk.ru Образом такой перемены, надежды на лучшее можно считать, например, елочку Васи из "Корабельной чащи" — деревце, которое росло в тени других деревьев и по этой причине не смогло вырасти, а потом, освобожденное, долго болело на свету. Глядя на него, Василий Весёлкин размышлял: "Если даже простая елка столько лет должна болеть и перестраивать теневые хвоинки на солнечные, то что же должен был преодолеть русский человек, переделываясь, чтобы вынести такой великий и страшный свет". Фото: ru-travel.livejournal.com Сложный путь от отрицания коммунизма к его утверждению осознавался Пришвиным как переход из царства тени к царству света. Размышления о революции и ее последствиях — лишь одна из граней писательского мира Пришвина, но именно через нее он приходит к итогу своих нравственных поисков. Пишет: "...все тянется к свету, но его не мог бы вынести человек, если бы у него не было тени". Писатель принимает революцию как событие, которое необходимо пройти и перерасти человеку, подобно освободившемуся для света дереву. Лучше всего отражают весь драматизм его многолетнего духовного пути следующие строки: "Свет – это пра-феномен солнца. Тень – пра-феномен земли. Я – встреча света и тени и разрешение их борьбы: я – путешественник на своей дороге между светом и тенью".

Путешествие между светом и тенью
© Ревизор.ru