«Потому что я дурак» - руководитель омского «Пятого театра» Никита Гриншпун впервые прокомментировал ...
Напомним, что в начале июня полиция сообщила о возбуждении уголовного дела в отношении худрука омского «Пятого театра» Никиты Гриншпуна. По версии следователей, на протяжении двух лет глава театра «заключал фиктивные договоры на оказание услуг художника по свету при постановке спектаклей. В общей сложности он перевел подставному лицу свыше 1,3 млн рублей, чем причинил театру ущерб в особо крупном размере». По информации СМИ, подставным лицом оказалась «подругой и соседкой главбуха театра». Все это время Никита Гриншпун хранил молчание. Сегодня же в «Новой газете» вышло интервью с ним, в котором худрук представил свою версию произошедшего. Он рассказал, что руководство «Пятого» не смогло найти в Омске подходящего художника по свету. Тогда Гриншпун решил своими силами создать нужную для спектаклей световую партитуру. Для этого учреждение и оформило договор на оказание услуг художника по свету с подставным лицом. «В наш театр нельзя позвать художника по свету класса Исмагилова и даже его учеников. И дело даже не в том, что финансово не потянем... У нас фонари, которым по тридцать лет службы. Они для начала попросят всю технику поменять, - приводит слова Гриншпуна «Новая газета». - А у нас есть штатная единица — «художник по свету». Но занимает ее наш осветитель, отличный парень, по образованию режиссер массовых зрелищ. У нас даже в театре издан специальный указ, что он должен выполнять исключительно функционал осветителя. Потому что сознание световой партитуры спектакля — это совсем не его. Ну что говорить, если профессионального художника по свету во всем городе Омске нет... И делай что хочешь!.. Сейчас спектакль с плохим светом невозможен. Зрители уйдут сразу... А я умею это делать!» Отвечая на вопрос о том, почему договор на оказание данной услуги был оформлен на другого человека, Гриншпун эмоционально проинес: «Потому что дурак. Я вообразил себе договор, который директор Гриншпун заключает с Гриншпуном на «оказание услуг»... И я решил оформить «лицо со стороны». Когда все это дело началось, я сам отправил к следователям нашего театрального осветителя, чтобы он им объяснил: как и что... Как я выстраивал эту партитуру на репетициях, как были отдельные световые репетиции... А потом узнал, какие они ему вопросы задавали: «Вы в будке сидите один?» — «Один!» — «Кто-нибудь туда заходит?» — «Нет». Вот они и решили, что он весь свет к спектаклям сам и ставит. Ну, как если бы музыканта спросили: «Вы ноты сами играете?» — «Кто-нибудь рядом стоит?» — «Не стоит»... Значит, вы эту сонату и сочинили... Теперь обвинители считают, что наш осветитель создавал световые партитуры к постановкам, а я себе выписал деньги за работу, которую не делал, то есть меня обвиняют в том, что я совершил хищение...» Адвокат Никиты Гриншпуна Андрей Мотовилов в свою очередь обратил внимание на то, что в данном случае услуга, прописанная в договоре, была оказана. «Световая партитура создана за адекватные деньги (и несколько ниже существующих расценок). Да, оформлять договор на стороннее лицо — это нарушение. Но к уголовному кодексу оно отношения не имеет. Максимум, о чем можно говорить: о нарушении финансовой дисциплины», - заявил защитник Гриншпуна. Также он отметил, что «деньги театр выплачивал не из бюджета, а из заработанных средств (то есть тех средств, которое он имеет право тратить по своему усмотрению)», а средства, которые худрук «Пятого» «получал за работу над световой партитурой, возвращал в театр. Из них был создан «пожарный фонд» (когда ломается канализация, что-то протекает и так далее). Из этих денег доплачивалось приглашенным мастерам (если у театра не хватало постановочных средств на оплату, скажем, приглашенного хореографа)». О последнем факте использования денег на нужды театра, как отметил Мотовилов, следователям рассказал не Гриншпун, а бухгалтеры театра. Вдобавок выяснилось, что на заработанные средства Гриншпун выкупал билеты на спектакли в своем же театре. «Изрядная доля полученных денег уходила вовсе не на форс-мажоры, а на... выполнение «плана по валу». Хотя у нас и выросла почти в два раза посещаемость, но все равно до положенных цифр мы не дотягиваем. Ведь если по чесноку, ну нереально иметь заполненные залы в провинциальных театрах... Даже в столицах они всегда не дотягивают до министерских цифр (разве что в Вахтанговском или у Додина). А в провинции — это вообще невозможно...И все театры придумывают, что могут... Я решил, что самое простое — покупать эти билеты на заработанные мною деньги... И пускать в театр тех, кто очень хотел, но у кого не было денег на билеты...Чувствую себя идиотом. Только следователи меня уже спрашивают: у вас в штате есть главный режиссер, так зачем вы приглашаете режиссеров со стороны?»