С них началось русское музыкальное образование. Как Рубинштейны открыли консерватории 

С них началось русское музыкальное образование. Как Рубинштейны открыли консерватории
Фото: ТАСС
Братьям с детства прививали любовь к музыке, этим занималась мама — Калерия Христофоровна, которая была пианисткой. От нее сыновья и получили свои первые уроки, а с семи лет уже начали активно гастролировать как по родине, так и за рубежом.
В юности их пути разошлись по двум столицам: старший, Антон, отправляется в , где посвящает себя дирижированию и композиции, а Николай едет в  и поступает на юридический факультет. Там он знакомится с  и , начинает все больше и больше погружаться в музыкальное общество Москвы и благодаря своему блистательному уму и очарованию с легкостью располагает к себе самых разных людей. Сам он учится, дает уроки музыки, а после окончания университета попадает на службу, которую тоже в конце концов оставит — не привлекала его карьера чиновника.
Тем временем Антон Григорьевич в Петербурге налаживает крепкие связи с  (автором первой русской оперы), (основоположником реализма в русской музыке) и другими крупнейшими музыкантами. Он совершенствует свои навыки дирижера, пишет оперу «Дмитрий Донской», одноактные оперы о русской жизни, работает над проектами первой русской академии музыки.
Кстати, либретто для "" написал (прозаик и драматург, который работал и над знаменитой оперой Глинки «Жизнь за царя»). Главную партию в этой патриотической истории о князе Владимирском и его победе в Куликовской битве в 1380 году исполнил прославленный русский бас , который был одним из самых любимых вокалистов у композиторов. А премьера спектакля состоялась на сцене Большого театра в Петербурге, который позже станет домом для консерватории.
В 1858 году Николай возвращается к своей регулярной концертной деятельности, а Антон, уже имеющий к тому моменту связи не только с русскими музыкантами, но и с зарубежными, например с  и , занимается организацией Русского музыкального общества (РМО), которое существует до сих пор, но называется уже всероссийским. Главная задача общества — просветительская, его члены устраивали концерты, развивали образование, открывали музыкальные школы. Им было суждено сыграть одну из главных ролей в становлении русской музыкальной культуры.
Николай Григорьевич тем временем в Москве на пару с Островским организовывает Артистический кружок, чтобы объединить и собрать интеллектуальную художественную элиту. После появления РМО в Петербурге он становится инициатором создания московского отделения. На базе его он собрал хор из ста человек, многие из которых были любителями. Но недостаток опыта не помешал коллективу успешно конкурировать с певцами из Большого театра. Николай Григорьевич до конца своей жизни занимался деятельностью РМО в Москве, он был художественным руководителем и главным организатором концертов, а еще дирижировал на них симфонические произведения.
Благодаря ему московская публика смогла услышать ранее не исполняемые произведения Иоганна Себастьяна Баха, все симфонии Мендельсона, , Листа, а еще он активно исполнял музыку Глинки, Даргомыжского, и, конечно же, своего брата. Кроме того, именно ему досталась честь первого исполнения многих произведений (например, 1–4-й симфоний, увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», симфонической поэмы «Франческа да Римини»), которому в юности очень помогал, даже поселил композитора в своей квартире, потому что видел в нем огромный потенциал. Чайковский считал непревзойденным интерпретатором своей музыки и всегда с удовольствием вручал ему свои партитуры.
Тем временем в 1860 году при РМО открываются музыкальные классы (которые, кстати, во время обучения и посещал Чайковский). Спустя два года решено было их переформировать в первую российскую консерваторию. Антон Рубинштейн становится первым ее директором, а также профессором по классу фортепиано. Вместе с ним преподавали Леопольд Ауэр, Генрик Венявский, Чезаре Чиарди, Николай Заремба и многие другие. Все эти имена позже войдут в историю музыки, а исполнители до сих пор вспоминают их как великих учителей.
Николай Григорьевич деятельность брата всячески поддерживал и следовал за ним по пятам. В своей квартире он тоже организовал музыкальные классы, поддерживал его музыковед и меценат князь . Там он преподает элементарную теорию музыки, дает уроки по фортепиано, а в 1866 году приглашает на работу Чайковского — первого выпускника Петербургской консерватории.
Конечно, все музыканты чувствовали, что Москве необходимо свое учебное заведение, а музыкальное образование должно быть систематизировано и приведено в норму. Потому открытие консерватории было делом времени, и главным инициатором этого был Николай Григорьевич. Свои двери она открыла 1 сентября 1866 года, а в 1871 году переехала в дом Дашковой — особняк на Большой Никитской, в котором существует до сих пор.
Так братья положили начало двум самым престижным и желанным для музыкантов высшим учебным заведениям. Несмотря на свою занятость в консерваториях, они ездили в Европу, США, организовывали там концерты русской музыки, популяризируя отечественных композиторов за рубежом. Антон Григорьевич еще успевал заниматься композицией, написал, например, большую оперу «Демон» по поэме .
Николай Григорьевич обучил целую плеяду выдающихся музыкантов, например композитора , пианистов Александра Зилоти и Эмиля Зауэра. Он стал одним из самых сильных дирижеров в мире, современники говорили, что сравниться с ним сможет только разве что . В конце 70-х он поехал в тур по 33 городам России, чтобы собрать средства для .
Всю свою жизнь Антон и Николай Рубинштейны посвятили музыке, причем не просто занимались тем, что нравилось, — они распространяли искусство вокруг себя, дарили его каждому страждущему. Бесконечные альтруисты, филантропы, творцы оставили два главных памятника в музыкальной истории — две великие консерватории.
Кадрия Садыкова
Видео дня. Российские чиновники избирательно подключают газ в Париже
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео