Приключения «Академика Черского». Продолжение - «Газпром флот» перебрасывает свои суда с Тихого океана на Балтику
Ключевым элементом этого узла является трубоукладочное судно «Академик Черский». Этот трубоукладчик – единственный, способный в условиях американских санкций достроить СП-2. О продолжении приключений «Академика» мы расскажем в этой статье. Переход О начале этой истории можно прочитать в статье «Защита для «Академика Черского» Она заканчивается тем, что охрана трубоукладчика от БПК Тихоокеанского флота «Адмирал Виноградов» была передана отряду Балтийского флота в составе сторожевого корабля «Ярослав Мудрый», танкера «Ельня» и буксира «Виктор Конецкий». После выхода из Коломбо отряд продолжил движение. Судя по сайту Marine Traffic, следующим портом должен был быть Суэц. Но повторилась предыдущая схема. Система AIS на «Академике» была отключена. Когда её снова включили, отметка от трубоукладчика находилась недалеко от северной части острова Мадагаскар, и приближалась к Мозамбикскому проливу. Судя по сайту, «Академик» должен был зайти в мозамбикский порт Мапуту 23 марта. Ситуация повторилась, в Мапуту трубоукладчик не зашёл, и отключил AIS. После его включения стало ясно, что «Академик Черский» и сопровождавший его отряд кораблей Балтийского флота идут вокруг африканского континента. Судя по всему, риски задержания трубоукладчика в порту Суэц оказались значительными, и было принято решение о безопасном переходе вокруг Африки. Обогнув мыс Доброй Надежды, российские корабли пошли на север, курсом на порт Лас-Пальмас на Канарских островах. Marine Traffic сообщал, что подойти к Канарским островам отряд Балтийского флота и трубоукладчик должны были 18 апреля. Надо сказать, что пока «Академик» совершал свой хитрый переход, на Балтике произошли некоторые перемены. Читатели, наверное, не знают, что существуют специальные суда-камнеукладчики. Это сухогрузные суда, предназначенные для перевозки и укладке на морское дно больших камней или специальных бетонных блоков. Дело в том, что многие подводные сети требуют укладки специальной каменной или бетонной подушки. Такая подушка на дне требуется в определенных местах подводным трубопроводам. Суда-камнеукладчики в порту грузятся камнями, или бетонными блоками и подходят в море в нужную точку. Особенностью конструкции таких судов является раскрывающееся днище. Створки открываются, и камень ложится на дно на маршруте трубопровода. Несмотря на все объявленные санкции, на маршруте СП-2 продолжают работать суда-камнеукладчики. Они готовят «ложе» для трубопровода. До событий, приведших к остановке строительства, на трассе СП-2 работали три голландских камнеукладчика – «Stornes», «Nordnes» и «Rockpiper». Во время перехода «Академика» вокруг Африки их сменил камнеукладчик «Bravenes». Все суда принадлежат одной голландской компании, которая продолжает выполнять контракт стоимостью 250 миллионов евро. Американские санкции касаются только трубоукладчиков, что позволяет голландской компании продолжать работу. Кроме них, на маршруте СП-2 работает многофункциональное норвежское судно поддержки «Stril Explorer», которое проводит визуальный контрольный осмотр трубопровода и осуществляет его инструментальный контроль с помощью подводных телеуправляемых аппаратов. После короткой стоянки в Лас-Пальмас, «Академик Черский» совершил маневр, который смогут объяснить, наверное, только причастные к переходу люди. Он неожиданно повернул в сторону Средиземного моря, и на его AIS портом прибытия значился египетский Порт-Саид. Прибытие в порт обозначалось 30 апреля. Для чего был сделан такой крюк, не совсем ясно. Через некоторое время трубоукладчик развернулся, и продолжил движение в сторону Ла-Манша. У входа в пролив, группу наших кораблей ждал средний морской танкер ВМФ «Академик Пашин» проекта 23130. Это новый танкер Северного флота, оборудованный для передачи топлива в море на ходу. Вместе с танкером отряд ждало спасательное буксирное судно Северного флота «Николай Чикер» проекта Р-5757. «Николай Чикер» известен тем, что он и однотипный «Фотий Крылов» являются самыми большими спасательными буксирами в мире, а так же тем, что в дальних морских походах на этих спасателях находятся группа боевых пловцов, охраняющих из-под воды корабли на стоянках. На AIS трубоукладчика портом прибытия значился шотландский порт Абердин, с датой прибытия – 1 мая 2020 года. На этом маскировка закончилась, так как через несколько дней на AIS портом назначения обозначилась… Находка, откуда и начался этот замысловатый переход. 3 мая 2020 года после четырех дней стоянки не рейде краново-монтажное трубоукладочное судно – КМТС - «Академик Черский» прибыло в порт Калининград. Сопровождавшие его боевые и вспомогательные суда ВМФ в базу Балтийск. Манёвры Стоянка «Академика Черского» в Калининграде продолжалась несколько дней, и 9 мая 2020 года КМТС прибыло в немецкий порт Мукран. Этот порт находится на немецком острове Рюген, который прославился своей богатой историей. Об истории острова смотри статью «Тайны острова Буяна». В последние годы Мукран известен тем, что его порт стал логистической базой строительства газопровода «Северный поток – 2». В порту аккумулируются трубы, которые загружали на трубоукладочные суда для строительства «Северного потока». Всего таких логистических баз на Балтике четыре. Кроме Мукрана это порты Ханка и Котка в Финляндии и порт Карлсхамне в Швеции. В порту Мукран уже находится трубоукладочная баржа – ТУБ – «Фортуна». После прибытия «Академика Черского» в Мукран наступила пауза. Вероятно, она связана с техническими и политическими вопросами. «Академик» вышел из порта и встал на внешнем рейде. Его место у причала в порту заняла ТБС «Фортуна». В конце марта появилась информация о том, что «Академик» вернулся в Мукран. После успешного прибытия «Академика Черского» в Балтийское море администрация Белого дома выступила с отдельным заявлением. В случае начала работы по продолжению строительства, США анонсировала новые санкции в отношении Газпрома. Ответ Газпрома был, в общем-то, прогнозируем. В начале июня было объявлено, что КМТС «Академик Черский» сменило владельца. Первоначальный владелец судна – ООО «Газпром флот» снял его с баланса, и передал Саратовскому теплоэнергетическому имущественному фонду – СТИФ. Основной сферой деятельности фонда является управление недвижимостью. СТИФ является региональной структурой Газпрома. Понятно, для чего это сделано. Все санкции имеют смысл только тогда, когда можно перекрыть финансы или имущество на территориях, подконтрольных юрисдикции США. Замораживание счетов, запрет въезда в США руководителям, арест их имущества в США не сработает, когда собственником трубоукладчика является фонд из Самары. Головная контора «Газпрома» выводится из-под удара. Возникла интрига. Американские законодатели оперативно отреагировали на все маневры нашего монополиста и пообещали ввести новые санкции в случае достройки газопровода. Задачу достроить СП-2 для «Газпрома» поставил лично Президент Владимир Путин. Нашла коса на камень. Что из этого конфликта получится, покажет самое ближайшее время. Формально «Газпром» чист. Но внешняя политика США за последние годы не ориентируется на международные законы. Не исключен вариант введения санкций против «Академика Черского». На Балтике это не страшно, но что будет после строительства, когда он перейдет на Тихий океан? Если «Академик» попадет в список SDN, то судно будет лишено любого вида обслуживания в иностранных портах, что не смертельно. Санкции против Самарского фонда, по большому счету, никого не волнуют. Придётся, правда, учитывать риск возможного ареста судна. Если американцы пойдут на жёсткий вариант, то санкции затронут «Газпром» и его европейских покупателей. Но такой вариант – скандал международного масштаба с непредсказуемыми последствиями для всех сторон. В ближайшее время станет понятно, оказалось ли достаточным сменить владельца «Академика Черского», чтобы обойти санкции. Тем временем 20 мая 2020 года появилась информация, что российский фрегат Черноморского флота «Адмирал Григорович» проекта 11356 и спасательный буксир «Профессор Николай Муру» проекта 22870, входившие в состав группировки ВМФ России в Средиземном море вышли из Тартуса и направились к Суэцкому каналу. Цель похода – Индийский океан. Задача отряда в СМИ обозначалась расплывчато – демонстрация российского флага в регионе Индийского океана. 3 июня они встали на внешний рейд порта Коломбо – столицы государства Шри-Ланка. 15 мая 2020 года порт Владивосток покинули два судна снабжения «Остап Шеремета» и «Иван Сидоренко». Они названы в честь двух геологов – нефтяников. Суда принадлежат компании «Газпром флот». Оба судна построены на Амурском судостроительном заводе по проекту 22420, и предназначались они для обслуживания газоконденсатных месторождений на шельфе Сахалина. «Остап Шеремета» и «Игорь Сидоренко» начали свой переход в европейские воды по тому же маршруту, по которому прошел «Академик Черский». По сообщению Marine Traffic, пунктом прибытия значится порт Сингапур, однако по данным портала Vesselfinder суда направились в индийский порт Кочи. Всё повторяется? Конечно, однозначно утверждать, что эти два снабженца будут участвовать в прокладке СП-2 нельзя, но совпадения заставляют задуматься. Срок прибытия снабженцев на Балтику ориентировочно август 2020 года. Заключение Всё, о чем рассказано в двух статьях, по большому счёту, только подготовка к знаковому событию 2020 года – достройке «Северного потока – 2». Вокруг газопровода в клинче сошлись США и Россия. Мы будем следить за событиями и расскажем о них.