Когда Приморье оказалось в тени двуглавых орлов
С 1917 г. Россия, став республикой, избавилась от царской короны на голове орла, скипетра и державы в его лапах. Символом России стал простой орел, нарисованный великим иллюстратором русских сказок Иваном Билибиным (ныне — эмблема Центрального банка РФ). А через год орел и вообще исчез вместе с гербом. С 1993 г. он вновь стал символом России. Но уже как двуглавый и золотой. И был более близок гербу России времен Петра I. При недавнем опросе россиян они так расставили приоритеты символизма двуглавого орла: символ двойной мудрости и двойной силы; сотрудничества светской и церковной власти; победоносной воинской силы; символ дани истории, уважения прошлого; символ патриотизма — одна голова с уважением и любовью смотрит в прошлое, другая в будущее. Несмотря на то, что исследователь истории Руси академик Дмитрий Лихачев ставил на первое место символ единства культур Запада и Востока в лице России, эту его символичность вообще не отметил никто. Между тем двуглавые орлы, украшающие арку Цесаревича, Колонну воинской славы, железнодорожный вокзал и другие памятники и здания Владивостока, символизируют именно единство восточной и западной части Федерации и ее главенства на этих землях. Совершая кругосветное плавание, сын императора Александра III, будущий император цесаревич Николай прибыл во Владивосток 11 мая 1891 г., где заложил памятник адмиралу Геннадию Невельскому, собственноручно замуровав в его основание закладную пластину. Флотский офицер, будущий адмирал Невельской много лет занимался укреплением императорской власти России на тихоокеанском побережье и своим трудом, несомненно, заслужил такую честь. Через семь лет памятник был открыт и увенчан бронзовым парящим орлом скульптора Роберта Баха, отлитым на паровой шлифовальной фабрике «К. Ф. Верфель» в Санкт-Петербурге. Бах уже был известным скульптором и славился изготовлением форм различных животных для производства каслинского литья. Во многих зажиточных домах на сервантах стояли его маленькие чугунные беловежские зубры. Однако со свержением царизма памятник лишился и своего навершия — двуглавого орла. Началась интервенция, и власть в городе снова поменялась, вернувшись к старым ценностям. «4 ноября 1918 г. по инициативе моряков состоялось торжество установки орла на памятнике Невельскому. Орел был прикрыт Андреевским флагом. Перед ним была сооружена деревянная арка, украшенная разноцветными флажками и гирляндами. Началось все с длинной проповеди священника, закончившейся молебном. Под салют миноносцев и японского «Микадо» флаг был сорван. Потом был парад. На торжествах присутствовала икона Божьей Матери, которую затем носили по городу во главе крестного хода. Иностранные представители тоже были, но в гражданском платье, считая неудобным официально присутствовать на торжествах при правительстве, ими еще не признанном, только один японец был в военной форме». В 1922 г. интервенты-японцы ушли, и в 1923 г. по решению молодой советской власти к памятнику Невельскому были перезахоронены герои Гражданской войны — Константин Суханов, Дмитрий Мельников и другие. Двуглавого орла и бюст Невельского сдали в музей. Памятник назвали «Жертвами революции», а вместо орла водрузили звезду. В 1929 г. из Москвы пришло распоряжение: «По вопросу о сдаче изделий из цветных металлов Главнаука указывает, что нет необходимости сохранять отдельные части разобранных памятников. Поэтому является вполне допустимым ликвидировать орла с памятника Невельскому и Триумфальных ворот». Двоеглавый орел, весом в 160 кг чистой бронзы, был переплавлен. В 1960 г. потомки Геннадия Невельского обратились с просьбой восстановить справедливость, и уже в 1961 г., выполненная местным скульптором Натальей Гриневой, бронзовая птица вернулась на свое высокое законное место. Благодаря своему расположению она так там и находится до сих пор, а вот бюст Невельского, во избежание хищения «металлистами», в 2001 г. все же вернули в музей, поменяв на точную полимербетонную копию. Сегодня все исторические катаклизмы, постоянно сотрясавшие страну и Приморье, закончились, и на центральной площади города преспокойно соседствуют и двуглавый орел, парящий на верхушке установленной в 2012 г. стелы «Город воинской славы», и поверженный двоеглавый, лежащий на земле у ног партизан памятника Борцам за Власть Советов на Дальнем Востоке. Между тем После закладки памятника Невельскому, в середине мая 1891 г., цесаревич Николай из Владивостока отправился в крайний укрепленный пункт российских владений — пост Новгородский Посьетского участка Южно-Уссурийского края Приморской области Приамурского генерал-губернаторства (ныне порт Посьет Хасанского района). К посещению наследника здесь приготовились заранее: «Общее внимание обращал на себя громадный двуглавый орел из местного каменного угля, сделанный по мысли командира 6-й стрелковой батареи полковника Бубнова. На откосе одной из высоких гор, окружающих Новгородск, площадка около 400 кв. саженей (1800 кв. м) выложена каменным углем в виде орла, а прочие арматуры вымощены щебенкой белого мрамора и кирпича. Украшение имело и эмблематическое значение: на крайнем южном рубеже русских владений государственный герб покрыл самую почву». Цесаревич прибыл в Посьет в 6 часов утра на фрегате «Память Азова», сойдя с которого, принял хлеб-соль от местного купечества и окрестных жителей, а также «блюдо серебряное, золоченое». К блюду прилагалась солонка «серебряная, золоченая, круглая, о трех ножках, с чеканным рельефным украшением. На крышке государственный герб». Затем была поездка по высеченной в скале дороге на самую высокую сопку — Орлиную, откуда наследник любовался морской и сухопутной панорамой Посьета и водрузил русский флаг времен первого занятия Посьета. В память о посещении Посьета наследником-цесаревичем впоследствии, когда он уже стал императором российским, «здесь же, на склоне возвышенности, сделали из камня вензель, изображающий герб Российской империи, размером в 50 погонных саженей (100 м)». Вот как об этом гербе вспоминал один порученец, проезжавший здесь 10 лет спустя: «Перед моим отъездом из Хабаровска генерал Гродеков советовал мне обратить внимание при въезде в Посьет на двуглавого орла, высеченного в скале». Порученец добрался до Посьета на корабле: «Вдали белели постройки Посьета. Вид с парохода прелестный. «Пожалуйста, покажите мне, где это высечен орел в скале!» — прошу моего знакомого. Тот, к несчастью моему, никогда и не слышал про такое диво. Один из пассажиров таки нашелся и указал мне. Орел как бы отпечатан над городом, на полугоре из белого камня. Так вот, чтобы изобразить орла, траву и землю, где следует, расчистили, и белый двуглавый орел далеко виден. В народе же здесь сложилось такое поверье, что-де батюшка-царь наш ехал, ехал, и как доехал до здешнего места, так и сказал: «Дальше ехать не надо! До этого места все моя земля идет, а дальше — китайская!» — и печать свою приложил. Вот для чего и орел в скале высечен». В наше время белого орла, занимавшего некогда площадь в 0,2 га, растащили на камни для фундаментов домов. Несколько «перьев» орла хранится в местном музее. А серебряное блюдо «от населения Посьетского участка» с солонкой «о трех ножках. На крышке государственный герб» — в музее Санкт-Петербурга. Сегодня усилиями энтузиастов и ученых ДВО РАН предпринимаются попытки возрождения и восстановления посьетского орла, как «печати государства Российского на Востоке». Юрий УФИМЦЕВ