Тайны блестящих аккордов - Грандиозной пластинке «A Night At The Opera» и фееричной «Bohemian Rhapsody» кудесников Queen 45 лет!
У истоков создания Queen в 1972 году стояли техничный гитарист Брайан Мэй и мастеровитый ударник Роджер Тэйлор, которые разрабатывали хард-роковые и арт-роковые музыкальные ходы в команде под названием «Smile» (англ. «Улыбка»). Их труды особым спросом не пользовались. C приходом в группу вокалиста Фарруха Бальсара, харизматичного уроженца острова Занзибар (взявшего яркий, словно черный лак для ногтей, псевдоним «Фредди Меркьюри») вдобавок игравшего на фортепиано, а также басиста Джона Дикона, дела у коллектива пошли на лад. Интересно, что никто из музыкантов не имел музыкального образования. Но все были выпускниками вполне известных английских колледжей. Видимо сама атмосфера этих заведений способствовала развитию музыкальных талантов у многих своих выпускников. Достаточно вспомнить членов таких групп как Pink Floyd и Genesis (о юбилейных альбомах которых мы планируем написать позже - авт.). Музыканты Queen долго репетировали перед тем, как заявить о себе. В итоге, они накопили немало песен, очень ответственно отнесясь к своему дебюту в 1973 году. Но звезды сложились так, что их первый прорыв состоялся лишь в следующем 1974 году, совпав с выпуском второй пластинки «Queen II», где впервые проявились скрупулезный отбор, музыкальная изобретательность, сложность построения грандиозных музыкальных ландшафтов и сила песен коллектива, например в композиции «Seven Seas Of Rhye». Следующий альбом «Sheer Heart Attack» (1974) укрепил репутацию Queen, как крепких профессионалов. Заглавная композиция с этого диска заняла первую строчку в заокеанских чартах, став первым американским хит-синглом формации. Тогда же сформировался сценический образ группы – шелковые костюмы, балетные «па» - все указывало на эстетику набравшего тогда недюжинную силу блестящего и кружащего головы арт-н-глэм-рока. Дал знать о себе и пресловутый концептуализм Queen. К примеру, в обсуждаемом диске «Queen II», борьба добра и зла была разыграна, словно придуманная шахматная партия на «черной» и «белой» сторонах пластинки. Меркьюри не уставал отшлифовывать лидерские качества, став со временем одним из самых заметных шоуменов своего времени, легко держащим «на острие» своего микрофона (оформленного в виде трости, которой он любил жонглировать) целые стадионы. Мэй, Дикон и Тэйлор настойчиво формировали узнаваемый на раз «саунд» коллектива. Залы, битком набитые поклонниками и миллионные продажи дисков были уже совсем рядом… Так и случилось в самом начале декабря 1975 года, когда альбом «A Night At The Opera» произвёл эффект разорвавшейся бомбы. И это, несмотря на то, что 1975 год стал очень урожайным на предмет выпуска великолепных альбомов самыми разными артистами. Навскидку, вспоминаются «Born To Run» Брюса Спрингстина, дебютник покинувшего Deep Purple Ричи Блэкмора, основавшего Rainbow и выпустившего «Ritchie Blackmore’s Rainbow», «Wish You Were Here» Pink Floyd, «Live!» Боба Марли и его The Wailers, дебютник Теда Наджента «Ted Nugent», «Toys In The Attic» Aerosmith, «Another Green World» Брайана Ино, «Blow By Blow» Джеффа Бека, «Sabotage» Black Sabbath https://versia.ru/plastinkam-black-sabbath-black-sabbath-i-paranoid-ispolnyaetsya-50-let, «Face The Music» ELO, «Fandango!» ZZ Top, «Evening Star» Роберта Фриппа, «Physical Graffiti» Led Zeppelin, «On The Level» Status Quo, «Blood On The Tracks» Боба Дилана и пр., о некоторых из которых мы постараемся в свою очередь написать. Название альбома «A Night At The Opera» («Ночь в опере») было заимствовано из одноимённого фильма и из репертуара братьев Маркс – популярных американских комиков 1930-х годов. Именно с этой работой Queen впервые возглавили британский чарт (аккурат на Рождество). А непередаваемая по накалу эмоций и страстей «Bohemian Rhapsody», ставшая самым известным треком альбома, почти сразу стала классической, войдя в десятку самых востребованных синглов всех времен. Песня вобрала в себя многое: элементы гитарного харда, прог-рока, разнообразнейшее многоголосие оперы (включающий ее виртуозно ускоренный фрагмент), отрывки мелодий мюзик-холла 1920-х, кабаре 1930-х, эксперименты с вокалом и даже вкрапления фолк-мотивов. Диск сумел показать закат эпохи арт-рока и глэма, умудрившись совместить декаданс с беспрецендентной эклектикой набирающего силу пост-модерна. На запись только «Bohemian Rhapsody» ушли шесть долгих недель (одни вокальные партии записывались неделю). В общем, трек содержал 180 вокальных партий и множество гитарных инструменталов, кропотливо смикшированных в студии без использования синтезаторов! Пластинка оказалась очень затратной в своем производстве. По своим вложениям она уступила лишь грандиозному опусу «Dark Side Of The Moon», принадлежащего перу Pink Floyd. Стандартными для постановки в ротацию на радио в те годы считались композиции длиной не более 3 минут. Но Queen умудрились первыми покорить эфир с 6-ти минутной вещью, высоко задрав планку, идущим вслед за ними командам. Видеоклип также стал новаторским. Если вы пристальнее всмотритесь в него, то увидите оптические спецэффекты, съёмку через шестигранную призму и дублирование лиц музыкантов. Его наработки впоследствии стали использоваться при съемках многих других видеокликпов. В записи «A Night At The Opera» приняли участие: Фредди Меркьюри — вокал, фортепиано; Брайан Мэй, сыгравший на электрогитаре, акустической гитаре, укулеле, арфе, кото и спевший на одной из песен; Джон Дикон, записавший бас, контрабас и электропианино; Роджер Тейлор, выступивший на ударных, перкуссии, электрогитаре и вокале на одной из песен. Большинство песен альбома записал Мэй («’39», «The Prophet’s Song», «Good Company», «Sweet Lady»), который также аранжировал британский гимн «God Save The Queen», с тех пор звучавший в финале выступлений Queen. Своей игрой на фортепиано и как автор текстов отлично проявил себя Меркьюри («Seaside Rendezvous», «Love Of My Life», «Lazing On A Sunday Afternoon», «Death On Two Legs (Dedicated To…)» и, конечно, в «Bohemian Rhapsody»). На пластинке также нашлось место композициям Дикона («You’re My Best Friend») и Тэйлора («I’m in Love With My Car»). Разные источники продолжают указывать «A Night At The Opera» в числе лучших альбомов современной музыки. Например, он занял 230 строчку в списке «500 величайших альбомов всех времён» по версии журнала Rolling Stone. По версии журнала Classic Rock альбом занял 6-ую позицию в рейтинге «100 лучших рок-альбомов всех времён». С тех пор на каждом своем шоу Queen обязательно исполняли несколько песен из «A Night At The Opera». При этом «Love of My Life» никогда не исполнялась в альбомной версии. Также добавлю, что начиная с выхода «A Night At The Opera» музыканты Queen и их менеджмент начинают воплощать в жизнь коммерчески беспроигрышную стратегию подготовки и позиционирования альбомов. Расчет делается на запись и предварительный выпуск нескольких сразу цепляющих слушателя хитовых синглов (желательно не реже раза в год), затем предполагается выпуск пластинки, треки которой органично могли ложиться в концертные программы коллектива. Работами Queen вдохновлялись многие, но, как ни странно, под их влиянием не появилось ни одной новой группы. Причиной тому могли стать: беспрецендентный профессионализм, увлечение масштабностью и потакание вкусам толпы, а также чрезмерное внимание к отшлифовке своих композиций и запредельный (иногда балансирующий на тонкой грани безвкусия, нарциссизма и ослепительной дерзости) концептуализм, не имеющий до сих пор аналогов. Получилось так, что жизнь трепала музыкантов Queen словно для того, чтобы в силовых полях различных потенциалов, в итоге создать творческий «сосуд» искомой формации. Им стали внятны многообразные состояния, какие только может претерпевать человек. Эта отзывчивость сказалась в созданной ими плеяде великолепных песен, которые не только оказали влияние на развитие рока, но и запали в душу, стали родными миллионам слушателей из разных стран мира. Как писал Пол Роланд в своем исследовании «Рок и Поп»: «Способность удовлетворить все вкусы в одном альбоме была, конечно, частью привлекательности группы. Хотя это стоило им доверия со стороны их первых поклонников, которые гордились тем фактом, что ранние альбомы команды были сделаны без помощи вездесущих синтезаторов. Queen восхищались за умение создавать хард-роковый звук без синтезаторов. Но к концу 1970-х они почти отказались от рока в пользу танцевальной музыки, где синтезатор был необходим. Другая причина их успеха была в изобилии талантов: все четверо членов группы успешно сочиняли песни, и звук Queen немедленно узнавали». Резюмируем. С течением времени становится все более очевидным, что альбом «A Night At The Opera» по-настоящему открыл эпоху Queen, внимание к которой продолжалось (периодически стихая, то возвращаясь вновь) в течение дальнейших 16 лет, вплоть до смерти Фредди Меркьюри в 1991 году. В 2020 году мы вряд ли ошибемся, если скажем, что интерес к творчеству Queen остается стабильным и востребованным, а ритмичный призыв «We Will Rock You» звучит не менее заманчиво, чем раньше.