Доставить нельзя дистанцировать - «Наша Версия» обсуждает проблемы дистанционной продажи алкоголя

Мы не даем советы, как поступать участникам рынка, считая такое занятие делом бесперспективным. Другое дело – собирать мнения людей (в том числе участников рынка и экспертов) по возможности их анализировать, предлагая решения по выходу из тупиковых ситуаций. В предыдущей статье мы разбирались с мрачным прогнозом о возможном закрытии большинства крафтовых пивоварен, которое становится все более реальным в связи с отсутствием государственной поддержки бизнесу во время эпидемии и намечающихся ее последующих этапов. Нам удалось выяснить, что карантин (и прочие «режимы повышенной готовности») ударили по самой больной точке рынка. Речь идет о повсеместном закрытии с конца марта 2020 года пабов, ресторанов, кафе, являвшихся основными местами сбыта крафтового пива. Мы также писали о непродуманной на взгляд пивоваров и ряда юристов ситуацией, связанной с закрытием в Подмосковье многочисленных «разливаек», расположенных в жилых домах, также являющихся местом сбыта (в том числе крафтового пива). С мнением пивоваров из «Варяга» и «Grenader Brewery» о работе пивоварен во время карантина мы вас также знакомили. Как часто бывает в РФ – запреты касаются законопослушных, тех, кто готов добровольно их соблюдать Сами правила продажи товаров дистанционным способом были утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 года №612 с изменениями и дополнениями от 4.10.2012 г. О том, почему власти не принимают Закон об онлайн-продаже алкоголя, пишут многие российские издания. Известный читателям «Нашей Версии» пивовар, блогер Александр Иджон делится своим мнением по поводу происходящего: «Немногие помнят, что онлайн-торговля алкоголем в России была разрешена до 2007 года и никакой катастрофы не происходило. Потом, вместе с запретом рекламы алкоголя запретили и его онлайновые продажи под странным предлогом, что в случае заказа алкогольного напитка через интернет, его может купить любой человек, в том числе и не достигший 18 лет. Сразу возникли вопросы. Почему в магазине он этого сделать не может, а получить у курьера сможет легко? Почему курьер не может проверять паспорт покупателя, как в магазине? В этом нет никакой проблемы! Предлог выдуманный. Во время эпидемии, вопрос разрешения продажи алкоголя онлайн вновь стал острым! Причиной тому стал эпидемический карантин, когда многие люди просто не могут доехать до магазинов, где ассортимент шире, чем у ближайшего к их дому. Плюс, закрытие баров и ресторанов, через которые реализовали продукцию многие малые пивоварни, также нанесло большой урон отрасли. На данный момент, практически все заинтересованные ведомства высказались за отмену ограничения, но воз и ныне там. А когда вопрос разрешится (Александр уверен, что глупый запрет в итоге отменят – авт.) встанет вопрос рекламы. Если есть интернет-магазин, но его нельзя рекламировать, то какая от него польза? Возможно, подобная реклама должна быть как-то ограничена. К примеру, её не должно быть на детских сайтах, но в остальном она должна быть разрешена». Более подробно с мнением Александра Иджона можно ознакомиться на его ресурсе www.beerbottle.ru. Уже хорошо знакомый аудитории еженедельника владелец пивоварни «Grenader Brewery» и юрист Анатолий Семенец также не остался в стороне от обсуждения вопроса. Он напомнил о том, что продажа алкоголя в розницу регулируется Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, который был принят в 1995 году. Сейчас при обращении к этому нормативному документу Анатолий вспомнил отечественный мультфильм «Трое из Простоквашино», а именно сцену, где герои пишут письмо родителям мальчика. «Сколько раз вносились изменения в данный закон, думаю, сегодня не вспомнит никто. От того он похож на «лоскутное одеяло» и мало отвечает реалиям сегодняшнего дня» – говорит Семенец. «С точки зрения законодателей и чиновников продажи алкоголя посредством сети интернет в настоящее время запрещена и незаконна. При этом, набрав в поисковой строке запрос «алкоголь с доставкой на дом», мы немедленно получим примерно 23 миллиона результатов – сайтов предлагающих купить и привезти спиртное множество, в том числе и медицинский спирт канистрами по 20 литров» – углубляется в тему Анатолий. С точки зрения Семенца «блокировать их бесполезно. Такие действия сродни эффекту, как рубить головы сказочному чудищу – на месте одной срубленной головы немедленно вырастают несколько. Как часто бывает в РФ – запреты касаются законопослушных, тех, кто готов добровольно их соблюдать. Понимая сложившуюся ситуацию, законодатель начинает искать выход: с 2016 года идет обсуждение поправок в многострадальный закон. Однако – одно дело понимать, совсем другое – найти компромиссное решение, которое сможет удовлетворять интересам всех – потребителя, производителя, продавца и контролирующие органы». В настоящий момент обсуждение закона продолжается. «Ярых противников реализации алкоголя через интернет возглавляют Минздрав, Роспотребнадзор и примкнувшая к ним РПЦ. Видимо, поэтому, невзирая на прямое указание бывшего премьера Медведева, датированное ещё сентябрем 2019 года, изменения в законопроект до сих пор не приняты, – выделяет Семенец. – Для малого бизнеса, особенно для законопослушных локальных производителей слабоалкогольной продукции продажи посредством интернета были бы важным подспорьем - в федеральные продуктовые сети вход закрыт и договорится с продавцом на взаимовыгодных условиях невозможно, продажи осуществляются только через магазины разливного пива и общепит». Анатолий отмечает, что «в условиях пандемии коронавируса и закрытых по всей стране баров и ресторанов – возможность продавать продукцию напрямую потребителю помогла бы многим избежать финансового краха. Понимая, что действия их незаконны и преследуются многотысячными штрафами, многие производители и продавцы от безвыходного положения наладили доставку алкоголя до двери – социальные сети пестрят подобными предложениями». Пивоварня «Grenader Brewery» считает этот риск неоправданным и продажами через интернет не занимается: «Мы понимаем, как важно для нас и многих других производителей принятие закона регулирующего продажу алкогольной продукции посредством сети интернет и надеемся, что такие изменения будут приняты и вступят в законную силу в ближайшее время» – подчеркивает Семенец. Дополнительную информацию можно почерпнуть на @grenader_brewery Член экспертных жюри пивных конкурсов и фестивалей, работавший с пивоварней «Victory Art Brew», юрист Иван Астафьев так охарактеризовал происходящее: Во-первых, «ситуация на рынке сейчас явно не в пользу одиночек и начинающих пивоварен. Новые условия порождают новые решения: одних коллабораций стало мало. Участники рынка по-разному решают возникшие проблемы: наиболее безопасный и официальный способ – реализация продукции через бары, которые работают на вынос/доставку. Но все прекрасно понимают, что такие продажи – капля в море. Ведь у крупных изготовителей пива намного больше возможностей реализации продукции через торговые сети, а мелкие пивовары нынче стоят на пороге выживания. Поэтому приходится заходить и в «серую» зону, что подразумевает продажи продукции через неофициальные онлайн-каналы. В этом – суть назревшей перемены, требующей волевого решения властей: легализация дистанционной (читай online) интернет продажи алкоголя. В век «цифры» и стремительной «диджитализации» нашей жизни это – необходимость, а не предмет обсуждения! Все инструменты для реализации данной идеи, даже с учетом уже действующего законодательства, имеются: наши банковские карты привязаны к личности, а проверить возраст покупателя при доставке совсем не сложно». Во-вторых, еще одной проблемой пивоварен является невозможность реализовать свою продукцию напрямую своим потребителям – частным лицам. Астафьев считает, что «властям необходимо не только разрешить эти два вопроса (одобрить продажу алкоголя напрямую потребителю и дистанционную продажу), но также всецело поддержать основной посыл малых пивоваров, состоящий в осознанном, культурном потребление алкоголя (когда упор делается не на количество выпитого, а на его вкус – авт.)! Ведь крафтовое пиво производится не столько для того, чтобы «одурманиться», сколько для того, чтобы показать качество настоящего пенного напитка с тысячелетней историей (с чем я полностью согласен – авт.)! История, которая показывает, что запретительные меры не помогают в борьбе с алкоголизмом, причина которого зиждется в социальной неустроенности населения, но никак не связана с производством действительно качественных напитков. Крафтовые производители – за культуру пития, так помогите же им развить эту культуру». Крафтовое пиво производится не столько для того, чтобы «одурманиться», сколько для того, чтобы показать качество настоящего пенного напитка с тысячелетней историей В-третьих, по мнению Ивана Астафьева, ситуация, которая складывается на рынке, «весьма печальна. И это не только про крафтовое пиво, но и про проблему в целом. Конечно, отрасль старается отвечать на вызовы разными способами, самым популярным и легальным из которых является торговля на вынос из заведений, а также перепрофилирование на производство лимонадов (хотя последнее было у пивоваров в планах уже давно и скорее является просто попаданием «в актуальный момент». Что касается доставки продукции частным покупателям – то, «она, к сожалению, ныне также обитает в «серой» зоне (кстати, аналогичная ситуация и у крупных дистрибьюторов любых алкогольных напитков). Государство должно узаконить дистанционную продажу алкоголя, к тому же все инструменты для этого шага уже существуют» – размышляет Астафьев. Он считает, что «производитель обязан иметь право реализации своей продукции как заведениям и магазинам, так и частным покупателям. Ведь проверить личность покупателя и его совершеннолетний возраст ныне не составляет особого труда». «Но, стремление зарегулировать те или иные сферы нашей жизни превращается порой в заградительный, а то и в карательный инструмент, таким образом, убивающий малый и средний бизнес. Многие действительно замечательные инициативы государства негативно реализуются за счет некомпетентности и нечистоплотности отдельно взятых бюрократов» – сожалеет Иван. И, наконец, «очень хочется верить в то, что здравый смысл всё-таки возобладает! Что небольшим, но качественным производителям вкуснейшего ремесленного крафтового пива предоставят «зелёный свет». Именно поэтому государство обязано слушать и слышать тех представителей отрасли, которые готовы предложить много правильных и нужных идей. А ещё надо уже на государственном уровне внедрять идею ответственного потребления алкоголя – ведь история показывает, что любые глобальные запреты ведут не к снижению потребления, а к народному недовольству и увеличению потребления опасных веществ» – подчеркивает Астафьев. Резюмируем. Считаю так, что коронавирус не только вводит нас в новые реалии цифрового 21 века. Он наглядно учит нас жить! Эпидемия и карантин, а также мнения участников отрасли показывают насущность введения дистанционного оборота алкогольной продукции, которая может быть оперативно регулируема по мере понимания ее работы. Вопросы, безусловно, будут возникать. Основные из них, приведенные, к примеру, на белорусском сайте, где можно почитать, как решается данный вопрос в Белоруссии или в других странах мира, относятся не к экономической стороне, против которой никто особо не спорит, а к этической, связанной с алкоголизмом, важностью застраховаться от случайного отравления некачественным алкоголем и невозможностью его продажи лицам моложе 18 лет! Главное решать их цивилизованно, без привлечения голых эмоций и чьих-то субъективных, ни на чем не основанных (кроме желания попиариться и навязать всем свою «уникальную» точку зрения и пролоббировать чьи-то интересы) взглядов на жизнь. Ибо универсально правильной модели поведения в сложившейся экономической ситуации нет! К сожалению, система регулирования алкогольного рынка в РФ имеет много недоработок. К таким утверждениям нас сподвигает наболевший вопрос – как можно одинаково регулировать слабоалкогольные (пиво, сидр, медовуха, пуаре) и крепкие (вина, водки, конъяки, ликеры и пр.) напитки, как в пресловутом 171 ФЗ?! Почему до сих пор ситуация не меняется, хотя проблема назрела? Ответ «висит» в воздухе. Алкоголизм не лечится пропагандой! Болезнь лечится просвещением, долгим опытом и капелькой силы воли, связанной с желанием улучшить (в первую очередь) качество своей жизни и (по возможности) других людей. В «кривой» системе не может быть «правильного» поведения! Отсюда беспрерывные споры и озлобление по любому поводу. Каждый в итоге решает сам за себя. Заказывать ему алкоголь дистанционно или нет? Брать только крафтовое пиво, перцовую настойку, персиковый шнапс или вообще ничего не заказывать? Должна быть сама возможность, а решает сам человек! Нельзя тянуть картофель за ботву, помогая ему расти! Аллегорически соотнося приведенный пример с экономическими реалиями, «картофель» надо «удобрять», «пропалывать», «убирать колорадского жука». И тогда результат будет отличным! Ибо, сколько можно сотрясать воздух бессмысленными по сути, но очень громкими лозунгами «Борьбы с алкоголизмом», «Заботы о здоровье населения» и пр.? В СССР опыт подобных кампаний имелся в избытке, когда вырубались под корень виноградники и происходили прочие «чудеса», аукающиеся до сих пор. Пить крепких напитков меньше не стали. Как раз наоборот! Надеюсь, что повторять его не захочется… Алкоголизм не лечится пропагандой! Болезнь лечится просвещением, долгим опытом и капелькой силы воли, связанной с желанием улучшить (в первую очередь) качество своей жизни и (по возможности) других людей. И под занавес, для любознательных, если вдруг захочется почитать что-то тематическое на карантине и на досуге, напоминаем, что книгу Романа Егорова о современном российском крафтовом пивоварении можно заказать с доставкой через интернет, пройдя по ссылке. «Наша Версия» предупреждает о вреде чрезмерного употребления алкоголя. Запрете его продажи лицам моложе 18 лет. Продолжение следует. Фотографии – автора.

Доставить нельзя дистанцировать - «Наша Версия» обсуждает проблемы дистанционной продажи алкоголя
© Версия