Войти в почту

В Музее Зеленограда рассказали о первых брутальных объектах города

В Музее Зеленограда хранится солидный архив фотографий Центрального проспекта – одной из главных магистралей нашего города. Бесспорным его украшением, которое часто попадало в объектив фотографов, являются остановочные павильоны «Дом быта» и «Кинотеатр «Электрон», построенные в 1960-е годы по проекту архитектора Бориса Оськина. Это одни из ранних построек Зеленограда, яркий образец и символ новой градостроительной философии – послевоенного модернизма. Архитектор Феликс Новиков (автор дома «Флейта», комплекса МИЭТ и других проектов) называет павильоны «первыми брутальными объектами Зеленограда», «решительным творческим жестом»: «Мощная плита, опирающаяся на две не менее мощные опоры, способна защитить людей от любых падающих с неба предметов и служит контрастом стеклянным павильонам остановок XXI века». Проницательные горожане замечали, что остановки с бетонными «ломаными» крышами созвучны зданию торгового центра на площади Юности и вместе создают ансамбль, единую архитектурную симфонию. Это неспроста: одним из архитекторов торгового центра выступил Борис Оськин. Находясь под впечатлением от знакомства с японской архитектурой, он спроектировал в Зеленограде торговый центр и остановочные павильоны с узнаваемыми «японскими» скосами крыш. Зеленоградцы любят эти павильоны: они не только вызывают ностальгию, но и чрезвычайно удобны. Кроме того, остановки «Дом быта» и «Кинотеатр «Электрон» – повод для гордости: специалисты называют их «редким сегодня примером сохранившихся малых архитектурных форм 1960-х годов». Действительно, после распада Советского Союза большинство автобусных остановок, которые в советской архитектуре были необыкновенно разнообразны и порой являлись настоящим произведением искусства, сильно обветшали или были заменены на новые. Но в ходе прошедшей в 2018-2019 годах реконструкции Центрального проспекта было принято единственно верное решение сохранить наши остановочные павильоны, вернув им первоначальный облик. Фотография поступила в Музей Зеленограда в 2014 году из архива Александра Борисовича Болдова (1908- 1998) – заслуженного архитектора РСФСР, лауреата Государственной премии СССР (1975) за создание архитектурных комплексов Зеленограда. Она была сделана в 1977 году и интересна еще и тем, что отражает моду и атмосферу 1970-х годов. Мария АКИМОВА, старший научный сотрудник Музея Зеленограда Фото: Музей Зеленограда

В Музее Зеленограда рассказали о первых брутальных объектах города
© Префектура Зеленоградского административного округа