Войти в почту

Жили они долго. Более 40 лет окормлял станицу Ирклиевскую последний дореволюционный священник

«Запорожцы и их наследники, черноморцы, отличались особенною религиозностью и приверженностью к православной религии. В девизе Запорожья стояла борьба за веру. Черноморцы наследовали этот девиз, идя на Кубань оберегать русские границы», – писал кубанский историк Фёдор Щербина. Ирклиевский курень был один из первых, основанных черноморскими казаками после переселения на Кубань. И уже через пару лет после образования селения, ирклиевцы просят у епископа благословение на создание у них прихода. На основе клировых ведомостей и краеведческих сведений рассказываем историю ирклиевского храма и последнего дореволюционного священника, прослужившего в станице более 40 лет. Свой дом Божий «Информация о становлении церковной жизни в станице имеется в работе Ф.А. Щербины «История Кубанского казачьего войска». Нуждаясь в духовном пастыре, жители Ирклиевского куреня, объединившись с Брюховецким, в 1796 году попросили разрешение у епископа Феодосийского и Мариупольского Гервасия, викария Екатеринославской епархии, построить церковь и рукоположить к ней священником казака Вышестеблиевского куреня Гавриила Куса, справлявшего обязанности дьячка при войсковой Троицкой церкви. Просьба жителей была удовлетворена и в 1797 году в Ирклиевском курене открылся приход, священником которого стал Гавриил Кус», – рассказал начальник штаба Ирклиевского хуторского казачьего общества Вячеслав Бухавец. Появившаяся в селении церковь была временной – походной. Курень несколько раз менял своё месторасположение пока окончательно не обосновался на реке Рыбной. «Ясно, что во время скитаний по местности казакам приходилось больше думать о том, как выжить в трудных условиях кубанской степи, нежели о сооружении какого-либо церковного здания. И лишь в 1834 г. в Ирклиевской была построена деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Обошлась она прихожанам в 16000 рублей серебром их «доброхотных приношений», – сообщил Вячеслав Бухавец. Дореволюционный Покровский храм ст. Ирклиевский. Рисунок местного художника, вторая половина XX века. / Фото: Ирклиевский КДЦ. Кубанский исследователь Н.Н. Погорелов, основываясь на рассказах старожилов, записанных им в ходе полевой экспедиции в станицу в 2000 году, в статье «Храм станицы Ирклиевской» (сборник научных статей «Православие, традиционная культура, просвещение») пишет о большом финансовом вкладе в строительство овцевода Нестеренко, по его завещанию похороненного рядом с церковью. Считается, что строили и расписывали церковь украинские мастера и богомазы, а казаки, помимо денежного вознаграждения, в признательность за труды отправили к ним на родину большое количество мяса, сала и прочих продуктов. «Построена в 1834 году тщанием прихожан, а освящена в 1835 году. Зданием деревянная на каменном фундаменте о пяти главах, покрыта железом, холодная, с такою же колокольнею на четырёх столбах в одной связи. Престол в ней один во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Ограда деревянная, крепкая», – сообщается в клировых ведомостях прихода. В нашем распоряжении нет информации о первом священнике новосозданного храма, а в 1873 году на приход был назначен отец Варфоломей Потапиевич Сергиев, прослуживший в станице более 40 лет. В советское время в здании храма располагался дом культуры. 1947 г. / Фото: Ирклиевский КДЦ. Не только пастырь Отец Варфоломей был «казачьего происхождения из духовного звания» – сыном священника ст. Платнировской. По окончании полного курса в Кавказской духовной семинарии 29 июня 1873 года епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман рукоположил юношу во диакона, а через день, 1 июля, викарий Кавказской епархии епископ Моздокский Исаакий возвёл его в сан священника. После молодой 24-летний батюшка был направлен к месту своего служения в ст. Ирклиевскую, став не только настоятелем, но и законоучителем в местной школе. Помимо этого, в биографии священника имеются и другие должности. Так, в июне 1881 года о. Варфоломей по решению духовенства благочиннического округа утверждается на пятилетний срок в должности депутата по следственным делам. По законодательству того времени при дознании требовалось «присутствие при следствии депутатов от сословий для ограждения интересов обвиняемого». Также представитель Церкви был необходим в Уголовной палате, «при решении уголовных дел, к которым прикосновенны лица духовного звания», и Гражданском суде, если рассматривались споры об имуществе Православной церкви. Биография о. Варфоломея Сергиева. Клировая ведомость за 1898 год. / Фото: «ВС». В июле 1885 года духовенство благочиния выбирает настоятеля ирклиевского храма своим духовником. Исповедовать священников и дьяконов, помогать им в решении различных вопросов и трудностей, духовно руководить братьями во Христе на пути к спасению о. Варфоломей будет на протяжении 19 лет. Пастырское служение и общественная работа ирклиевского священника отмечена многочисленными наградами. Он не раз принимал от гражданского и епархиального начальства благодарности и грамоты «за усердное преподавание закона Божиего и деятельность на пользу народного образования». В апреле 1884 года батюшка «получил знак красного креста с выдачею от Главного управления общества попечения о раненных и больных воинах свидетельство на право ношения оного». Подобной наградой он мог быть удостоен, например, за пожертвование в русско-турецкую войну 1877 — 1878 гг., или содействие в сборе денег на раненых воинов, или «за бескорыстное служение делу человеколюбия и за осуществление и развитие благих задач Красного Креста». Биография о. Варфоломея Сергиева. Клировая ведомость за 1898 год. / Фото: «ВС». В 1912 году священник прикрепил на рясу орден святой Анны III степени, через год – светло-бронзовую медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых. Последовательно о. Варфоломей был отмечен и церковными наградами: набедренником (1882 год), фиолетовой скуфьёй (1894 год), камилавкою (1900 год), наперстным крестом (1907 год). Отец и дочери Согласно клировой ведомости за 1887 год, в семье 38-летнего о. Варфоломея Сергиева и 31-летней супруги Марии Семёновой были дочери Серафима (9 лет), Клавдия (5 лет), Лидия (2 года) и рождённая в январе Раиса. Через год у девочек появилась сестра Елена. В ведомости за 1895 года не упоминается Серафима и указано, что священник – вдовец. Имя Клавдии не называется в отчётном церковном документе за 1904 год, но в ведомости за 1910 год сказано, что у о. Варфоломея проживала его 9-летняя внучка-сирота Александра – дочь умершего в том же году священника ст. Безскорбной Константина Прозоровского. Возможно, Клавдия была его женой, покинувшей свет раньше мужа. В 1916 году в числе родственников 67-летнего священника в ведомости упомянуты дочери Елена (28 лет), Раиса (29 лет), бывшая в замужестве за ветеринарным врачом Николаем Яковлевым, и Лидия (31 год), супруга священника ст. Кугаейской Анания Погуляева. *** «Список награжденных Св. Синодом к 29 июня 1917 года: в) саном протоиерея: (…) церкви ст. Ирклиевской, той же области, священник Варфоломей Сергиев». Эта запись в «Ставропольских епархиальных ведомостях» (№ 29 от 16 июля 1917 года) – последнее имеющееся в нашем распоряжении документальное свидетельство о жизни ирклиевского священника. А тремя годами ранее в официальном издании Ставропольской епархии был опубликован большой репортаж с празднования 40-летия служения о. Варфоломея в ст. Ирклиевской. О том, как проходило торжество, кто подарил кресло, а кто изящную трость, и почему прислал поздравление Забайкальский генерал-губернатор А. И. Кияшко – в следующем материале о жизни священника. Максим Ватутин МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕС «АННОЙ» НА РЯСЕЖизнь и смерть первых выселковских священников в дореволюционную пору МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕВДАЛИ ОТ ДОМАЖизнь первого послереволюционного выселковского священника закончилась трагически

Жили они долго. Более 40 лет окормлял станицу Ирклиевскую последний дореволюционный священник
© Власть Советов