По ком идет дождь? - 50 лет стукнуло песне «Who’ll Stop The Rain» забойного диска «Cosmo’s Factory» от Creedence Clearwater Revival
Перед тем, как воздать должное талантам Creedence Clearwater Revival (далее CCR) не помешает вспомнить историю. Ибо музыкальный стиль «кантри» (его еще именуют «блюграссом») является, по сути, народной музыкой белого населения Америки. Музыки подчас веселой, не слишком замысловатой, в меру меланхоличной и сентиментальной, протяжной и даже как может сказать кто-то «заунывной». Эксперименты с данным стилем начались еще в 1940-х-1950-х годах, где работы такого коллектива, как The Carter Family могут стать неплохой точкой отсчета для его превращения в настоящие произведения музыкального искусства. Но, как могут догадаться сметливые читатели «Нашей Версии», без заводной рокерской жилки тут никак не обошлось! В 1950-х и 1960-х годах к развитию кантри приложили руку такие гуру стиля, как Хэнк Уильямс и буги-мальчики из городка Бейкерсифлд – Мерл Хаггард и Бак Оуэнс. Знаменитый Грэм Парсонс из The Byrds (к примеру, на диске «Sweetheart Of The Rodeo») проделал гигантскую работу по сближению фолка и кантри. Его синтез, на который, однозначно, оказали большое влияние изыскания Боба Дилана, позволил сначала разобрать жанр «кантри» на составные части, а после снова собрать его, словно узор знаменитого кубика-рубика вместе с монстрами из The Flying Burrito Brothers. Финальный сольник Парсонса под названием «Grievous Angel» (1973) я всячески рекомендую к прослушиванию всем интересующимся темой, особенно, если учесть, что многие вещи с него, вроде проникновенной «Love Hurts», очень душевно интерпертировались теми же Nazareth. Пример Парсонса вдохновил немало талантливых музыкантов к углубленному исследованию наметившихся музыкальных тенденций, неожиданно проявивиших себя на стыке кантри и других музыкальных стилей. За Парсонсом последовали такие гиганты рока и экс-коллеги по группам CSNY и Buffalo Springfield, как Нил Янг (альбом «Harvest») и Стивен Стиллс (пластинка «Manassas»), бывшая вокальная партнерша Грэма Парсонса по имени Эммилу Харрис (диски «Elite Hotel», «Pieces Of The Sky»), бывший солдат, актер, учитель английского языка Крис Кристофферсон (работа «Me And Bobby McGee»). Красиво блистали рокеры в ковбойских сапогах по имени Poco («Crazy Eyes»), не за горами было пришествие такого лучезарного явления как The Eagles с их потусторонним «Отелем Калифорния», начинавших как аккомпанирующий состав Линды Ронстадт, а также донельзя талантливого Джексона Брауна. Вовсю заигрывали с кантри и тяжелыми стилями рока музыканты из Black Oak, да и сами Greatful Dead могли побаловаться музыкальными экспериментами на грани фолка, психоделии, харда и блюза, смешав их с элементами кантри. Старейшины жанра, вроде Джонни Кэша, Вилли Нельсона, Рэнди Ньюмена и Уэйлна Дженнингса держались несколько особнячком от этой пестрой кантри-фолк-блюз-хард-рокерской компании, играя роли суровых, неподкупных, сознательно пестовавших имидж парней «вне закона». И как всегда прекрасно чувствовал себя в Штатах кантри-мейнстрим, где знамениты фигуры, вроде Кенни Роджерса или уже упоминавшейся Линды Ронстадт. Вот на таком «живеньком», с позволения сказать, фоне взошла звезда CCR. У истоков формации стояли гитаристы братья Фогерти. Старший из них – Джон играл также на губной гармонике, саксофоне, клавишных, отлично пел и занимался аранжировками, в то время как младший – Том еще увлекался сочинением текстов. К ним примкнули Стюарт Кук (бас) и Дуглас Рэй Клиффорд (барабаны). Братья не были новичками в музыке. Они начали выступать еще в далеком 1959 году под именем Blue Velvets, сменив его впоследствии на Golliwogs. Искомое название Creedence Clearwater Revival (часто допускалось его сокращенное название CCR) команда обрела в 1967 году. Их фишка состояла в том, что им удалось внести в кантри посыл настоящей рок-музыки с ее интригующими звучаниями. До своего знаменитого «Cosmo’s Factory» 1970 года, музыканты CCR выпустили 4 альбома, запомнились ярким выступлением на фестивале «Вудсток» и смогли подобрать ключи к сердцам слушателей, причем не только «реднеков», но и зацепив более широкие слои населения. По моей версии, их успех был предрешен выходом предваряющего «Cosmo’s Factory» альбома под названием «Williy And The Poor Boys», изданного в конце 1969-начале 1970 года. Расскажем о нем перед тем, как обсудить феерические красоты «Cosmo’s Factory». Несмотря на то, что альбом «Williy And The Poor Boys» не стал лучшим в дискографии CCR, он заслуживает теплых слов. В нем отсутствует претенциозность, композиции идут одна за другой, словно ладно пригнанные вагоны в железнодорожном составе. Песни, на первый взгляд, простые, но завораживают своей честностью и яркостью исполнения в стилистике корневого (англ. «root») кантри, грамотно смешанного с ароматами блюзов южной дельты реки Миссисипи. Взять, к примеру, переделки композиций «Cottonfields» и «Midnight Special» или едкую сатиру Джона Фогерти на американское общество в «Don’t Look Now», его высмеивание лицемерия вьетнамской войны в «Fortunate Son». Проявил себя в полной мере и младший Фогерти, создав созвездие блестящих композиций: «Down On The Corner», «It Came Out Of The Sky», «Poor Boy Shuffle». «Cosmo’s Factory», словно наследуя «Williy And The Poor Boys», несомненно, явился одним из ярчайших и заметных релизов начала семидесятых годов. В нем напрочь отсутствует пафос. Все песни, начиная с заглавной «Ramble Tamble», кавера на композицию Бо Диддли «Before You Accuse Me», одухотворенных «Travelin’ Band», «Lookin’ Out My Back Door», пробивной «Run Through the Jungle», мелодичных «Up Around the Bend», «Who’ll Stop the Rain», «Long as I Can See the Light», получились крепкими, отменными по своей форме и содержанию. Альбом завоевал немало наград, почти сразу возглавив английские, американские и австралийские чарты, став самой продаваемой пластинкой CCR. В 2003 году альбом вошёл в список 500 Лучших альбомов всех времён журнала Rolling Stone под номером 265. Так получилось, что ему в затылок «дышал» следующий хитовый альбом «Pendulum», вышедший в декабре 1970 года. С него известны такие хиты, как «Molina», «Have You Ever Seen The Rain» и другие жемчужины. Процитирую знаменитого киргизского писателя Чингиза Айтматова, который в своем эпохальном романе «И дольше века длится день» писал, что (цитата): «бывают отдельные случаи, отдельные судьбы людей (я бы сказал музыкальных альбомов – авт.) которые становятся достоянием многих. Ибо цена его урока настолько высока, так много вмещает в себя та история, что то, что было прежито таким человеком (музыкантом – авт.) как бы распространяется на всех, живших в то время и даже на тех, кто придет следом много позже…Зачем страдать так, точно он сам был на его месте?.. Вот что значит музыка и истинное пение, думалось Едигею, скажут: умри и родись заново - и на то готов в ту минуту…Эх, как хочется, чтобы всегда горел просветлевший такой огонь, от которого ясно и вольготно думается человеку о себе самым лучшим образом…». Хорошо сказано! В 1972 году CCR распались. Сначала ушел Том Фогерти, за ним последовали остальные. Наиболее удачно впоследствии сложилась карьера Джона Фогерти, который сумел снова порадовать своих поклонников и меломанов двумя сольными альбомами, вышедшими в середине восьмидесятых («Centerfield» 1985 и «Eye Of The Zombie» 1986 гг.). В «нулевых» Джон доехал до Москвы, сыграв в Крокус Сити Холле незабываемый во всех отношениях концерт. Стиль кантри продолжил свои коллаборации с роком, периодически съезжая в довольно тяжелый хард-ритм-н-блюз, как у Little Feat, так и в текс-мекс, рокабилли, «бандитский» кантри, что весьма талантливо показал Джо Эли (к примеру, на альбомах «Joe Ely» или «Honky Tonk Masquerade»). Итогом их тяжких трудов стало появление в 1990-х альтернативной разновидности кантри. Поэтому ответ на вопрос, вынесенный в заглавие статьи «По ком идет дождь?», может навести на параллели с похожим по смыслу названием знаменитого романа Эрнеста Хэмингуэя «По ком звонит колокол?», посвященного граэжданской войне в Испании 1930-х годов. С ответом, данным самим автором, вы всегда можете ознакомиться, освежив произведение в памяти. Поэтому, возможно, иногда лучше не уточнять лишний раз (или, наоборот, уточнять?) «по ком звонит колокол». Ибо, вполне может статься, что он «звонит» именно по вам…