Ещё

Советы начинающему писателю: ко дню рождения Константина Паустовского 

Советы начинающему писателю: ко дню рождения Константина Паустовского
Фото: Ревизор.ru
Когда мальчику было 6 лет, семья переехала в . В книге «Золотая троянда» Паустовский писал: «Мне в общем-то повезло. Я вырос на . Её лиризму я благодарен многими сторонами своей прозы. Образ Украины я носил в своём сердце на протяжении многих лет». В Киеве он окончил 1-ю городскую гимназию, затем поступил на историко-филологический факультет Киевского университета, а через два года, не доучившись, перевелся в  на юридический.
пережил несколько войн, на которых работал кондуктором, полевым санитаром и военным корреспондентом.
Первый сборник его рассказов «Встречные корабли» вышел в 1928 году, годом позже последовал роман «Блистающие облака», напечатанный в . Однако известность Паустовский получил благодаря повести «Кара-Бугаз», написанной по реальным событиям. В 1965 был номинирован на Нобелевскую премию, но в тот год ее получил .
В последние годы жизни писателя мучила астма, он пережил несколько инфарктов. Умер 14 июля 1968 года в Москве.
Фото: Rg.ru Константин Паустовский был не только хорошим писателем, но и превосходным учителем. Он преподавал в Литературном институте им. А. М. Горького, среди его учеников были известные фигуры: , Ирина Гофф, , и другие. Ирина Гофф в книге «Превращения» писала, что Паустовский обладал редким талантом учителя: «Он умел создать особую, таинственно-прекрасную атмосферу творчества».
По этой причине стоит вспомнить о словах писателя начинающим авторам, своим юным коллегам. Ниже приведенные советы — компиляция того, что на протяжении жизни говорил Паустовский о писательском ремесле.
Совет 1: Пиши рассказ, роман оставь.
Написание коротких рассказов — это школа мастерства. Каждый рассказ должен быть посвящен одной теме и одному эпизоду, так вырабатывается чувство композиции. Занимаясь написанием рассказа молодой автор постигает роль детали, как художественного приема, учится создавать обстановку экономными средствами. Романы же писать, как ни странно, легче.
Совет 2: Люби героев умеренно.
Любить своих героев важно, но важнее уметь не восхищаться ими. Это мешает читать книгу. Не нужно много красивых и широкоплечих героев. О таких героях Паустовский говорил: «Читая, я начинаю тосковать по обыкновенному человеку — курносому, застенчивому, не знающему, что такое „работать на публику“, говорящему без восклицательных знаков».
Совет 3: Читателю не лги.
Нужно писать искренне, потому что читатель всегда почувствует, с каким настроем писал автор. Почувствует фальшь и незнание писателем материала. А потому автор обязан разбираться в той теме, которую освещает: «Если знания приблизительны, то и у читателя в глазах туман».
Совет 4: Герой ожил? Не убивай его!
Если изначальный план произведения во время его написания изменился — это хорошо. Совершенно не стоит пытаться вернуть героев в прежние рамки, тем самым они мертвеют на глазах. Если герои ведут себя не так, как задумывал писатель, значит, подлинная жизнь все-таки прорвалась через бумагу, "…заполнила писательскую схему и раздвинула, и сломала своим живым напором рамки первоначального писательского плана".
Совет 5: Не пользуйся записными книжками.
Паустовский отмечал: «Записные книжки, как самостоятельный жанр имеют полное право на существование в литературе. Но я, вопреки мнению многих писателей считаю их почти бесполезными для основной писательской работы. Некоторое время вел записные книжки. Но каждый раз, когда я брал интересную запись из книжки и вставлял ее в повесть или рассказ, то именно этот кусок прозы оказывался неживым. Он выпирал из текста как нечто чужеродное». Фото: Amazon.
Совет 6: Будь ответственным.
"Писатель призван к своему делу данным ему природою талантом, как на действительную службу, и от этого не уйдешь". Писательская служба накладывает огромную ответственность не только перед современниками, но перед будущими поколениями: очень важно запечатлеть эпоху в которой мы живем в памяти лет. Писатель свидетельствует обо всем, что было в его время: победы, свершения и трагедии. Паустовский писал: «Мы должны показать все хорошее, что было при нас сделано и достигнуто, и ни о чем не умолчать, так как любое свидетельство, чтобы таковым называться, должно быть всесторонним и правдивым». Писатель не может ни на минуту сдаться перед невзгодами, он должен непрерывно делать свое дело, завещанное предшественниками и доверенное современниками.
Совет 7: Не важничай.
"В писательском призвании совершенно нет тех качеств, которые стараются приписать дешевые критики: ни ложного пафоса, ни напыщенного сознания писателем своей исключительной роли" — писатель ни в коем случае не должен считать себя особенным. Он должен понимать, что хоть он и голос времени, но такой же человек, как все.
Совет 8: Развивайся.
Паустовский утверждал: «Знание всех смежных областей искусства — поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки — необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придаёт особую выразительность его прозе. Она наполняется светом и красками живописи, свежестью слов, характерной для поэзии, соразмерностью архитектуры, выпуклостью и ясностью линий скульптуры и ритмом и мелодичностью музыки».
Бонусный совет: наставникам и мастерам.
Нельзя требовать от писателя вещей, которые ему чужды. Если писателя влечет история, или если он романтик по складу натуры и дарования, а ему говорят писать о колхозе или заводе, то дарования писателя обезличиваются, происходит унификация дарований: «Одному летать не дают, другому ходить не дают, а в общем абсурд…».
Константин Паустовский. Фото: biographe.ru Писателем быть нелегко. Это и дарование, и тяжелое бремя, нести которое придется всю жизнь. Что же побуждает человека стать писателем? Паустовский считал, что существуют два зова: первый — зов сердца, совести и веры в будущее, которые не позволяют подлинному писателю прожить жизнь на земле, «как пустоцвет». Обычно человек слышит его в юности, когда нет зашоренности, рамок и самоограничений. Второй же, приходящий позже и открывающий второе дыхание писателя и его истинную силу — мощный голос времени, своего народа и человечества в целом. Писательское призвание же терять нельзя.
Но что же самое главное для писателя? Быть ответственным? Не важничать? Или не лгать своему читателю? В «Золотой розе» Паустовский писал, что главное для писателя — «с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи и тем самым выразить свое время и свой народ. В этом выражении себя ничто не должно сдерживать писателя — ни ложный стыд перед читателями, ни страх повторить то, что уже было сказано (но по иному) другими писателями, ни оглядка на критиков и редактора. Во время работы надо забыть обо всем и писать как бы для себя или для самого дорогого человека на свете».
Фото: philfak.ru Закончим эту статью также словами Паустовского: «Наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали как незаходящее солнце».
Видео дня. Новый клип «Ленинграда» с Тетей Мотей раскритиковали
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео