«Будем ходить пешком». Автомобильный рынок Поволжья переживает трудные времена
По данным аналитического агентства «Автостат», которое проанализировало ситуацию на рынке новых легковых автомобилей в федеральных округах страны, наибольшее рыночное падение по итогам апреля было зафиксировано в Центральном и Северо-Кавказском федеральных округах. Однако ситуация в Поволжье тоже немногим лучше: рынок новых легковых автомобилей в ПФО в прошлом месяце сократился на 62 %. В целом в апреле более четверти (28 %) новых легковых автомобилей в стране было куплено жителями городов — миллионников. В численном выражении на мегаполисы пришлось 15,2 тысячи машин, что на 72 % меньше, чем в апреле прошлого года. По России падение автомобильного рынка в прошлом месяце составило 64 %. Резкий спад Как сообщили «ФП» в «Автостате», самое большое падение интереса к новым автомобилям среди городов — миллионников в апреле произошло в Москве (- 80 %). Эксперты связывают это с тем, что именно в российской столице в связи с самым большим количеством жителей, зараженных COVID-19, были приняты наиболее суровые ограничительные меры, способствующие самоизоляции горожан. Кроме этого, больше, чем в среднем по России, снизились объемы покупок новых автомобилей в Казани (- 74 %), Уфе (- 71 %) и Нижнем Новгороде (- 67 %). По оценкам экономического аналитика Артема Ермолаева, в текущих условиях этот тренд представляется вполне закономерным. «Надо признать, что нынешний кризис ощутимо ударил по большинству россиян. Конечно, в первую очередь пострадали жители депрессивных регионов, в которых положение дел оставляло желать лучшего и до пандемии коронавирусной инфекции. Очевидно, что сейчас покупка нового автомобиля для большинства семей отошла на задний план, люди в большей степени думают о насущных вещах – как должным образом обеспечить детей, отдать долги, оплатить коммунальные услуги», - пояснил он «ФП». Эксперт подчеркнул, что в текущем году в Поволжье значительная часть автомобильного бизнеса может быть свернута: «Пока нет никаких реальных предпосылок для того, чтобы ситуация переменилась в лучшую сторону: доходы граждан не растут, фиксируется серьезный рост безработицы. Понятно, что новые машины никто хватать не будет, в лучшем случае потребители переориентируются на вторичный рынок». По данным «Автостата», в минувшем апреле по отношению к апрелю прошлого года в Оренбургской области падение продаж составило 43 %, в Кировской области – 44 %, в Ульяновской области – 58 %, в Чувашии - 61 %, а в Татарстане – 68 %. Бизнес под вопросом Представитель одной и поволжских автокомпаний Михаил Пальмов рассказал «ФП», что до конца года в регионах ряд автосалонов будет закрыт. «Пока слабо верится, что ситуация выправится. Ограничительные меры, конечно, будут постепенно снимать, однако это не означает, что люди бросятся покупать машины», - пояснил собеседник издания. По его словам, в последнее время машины росли в цене, при этом доходы населения снижались: «Сейчас сбережения у большинства граждан исчерпаны. Поэтому рынок подчас демонстрирует нулевые продажи. Если так пойдет и дальше, то будем ходить пешком. Думаю, многие автосалоны в обозримой перспективе начнут переходить в режим работы технических центров, ориентированных на обслуживание автомобилей». Как заявил «ФП» руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов, в апреле падение автомобильного рынка в Приволжском федеральном округе (- 62%) было чуть «лучше», чем в целом по стране (- 64 %). «Да и ситуация в различных регионах отличается. Где-то работа автодилеров вообще была под запретом, а в каких-то субъектах местные власти ее разрешили. Все это самым естественным образом отразилось на состоянии региональных рынков в апреле. Поэтому их восстановление будет происходить от того, как и насколько быстро будут сниматься ограничения. Но это уже зависит от ситуации с коронавирусом в том или ином регионе», - заключил Тимерханов. В конце прошлого года специалисты «Автостата» провели опрос среди россиян и выяснили, сколько респондентов сможет приобрести новый автомобиль в 2020 году. Выяснилось, что 66,9 % респондентов не смогут приобрести новую машину, более половины опрошенных хочет и дальше ездить на уже имеющейся машине, а 12,5 % не просто не смогут купить новый автомобиль, но, вероятно, еще и будут вынуждены продать старый. Судя по всему, даже те ожидания россиян оказались чересчур оптимистичными. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин