Войти в почту

9 знаменитых московских вокзалов

Почти 170 лет назад в Москве появился первый железнодорожный вокзал. За следующие семьдесят лет их количество выросло до девяти – больше, чем в большинстве европейских столиц. Сегодня московские вокзалы продолжают играть важнейшую роль в транспортной инфраструктуре не только столицы, но и всей страны. Но в те далекие времена, когда они только строились, вокзалы были призваны не только решать транспортные проблемы, но и украшать город. Ленинградский вокзал Строительство: 1844 - 1849 годы, объект культурного наследия федерального значения. Первый в городе вокзал связывал Москву с Петербургом и решал важную политическую задачу: по железной дороге монархи должны были приезжать в Москву на коронацию. Проект здания был поручен архитектору Константину Андреевичу Тону, который к тому времени уже построил первый в России вокзал – Царскосельский. Ведь самая первая в стране железнодорожная ветка была протянута от Царскосельского вокзала в Петербурге (сегодня на этом месте стоит Витебский вокзал, построенный С. А. Бржозовским, здание Тона снесли в начале XX века) до Царского Села и Павловска. Проект Петербургского вокзала в Москве утверждал сам Николай I: здесь все прошло гладко – царь доверял Тону. А вот с воплощением проектных решений в жизнь начались проблемы. С управляющим путями сообщения Петром Андреевичем Клейнмихелем, по поводу которого добрый папаша держит в обаянии умного Ваню из стихотворения Некрасова «Железная дорога», у архитектора случились разногласия. Клейнмихель требовал использования кирпичной кладки с тонкими швами, Тон не уступал. В результате строительство поручили более сговорчивому Рудольфу Желязневичу. Здание вокзала, который сначала был Петербургским, затем стал Николаевским, Октябрьским, а с 1937 года и до наших дней носит название «Ленинградский», имеет характерные для творчества Константина Тона неоренессансные мотивы: двойные арки, коринфские пилястры, наличники окон, похожие на те, что мы видим в итальянских палаццо. Многие искусствоведы видят в архитектуре здания и древнерусские мотивы. При этом фасад вокзала решен в классическом стиле. Практически одновременно с московским зданием Тон построил вокзал-близнец в Петербурге. Почему вокзалы одинаковые? Есть версия, что архитектор не хотел, чтобы люди сравнивали сооружения и спорили, какое красивее. Торжественное открытие Петербургского вокзала и Николаевской железной дороги состоялось 19 августа 1851 года. В этот день Николай I с семьей, свитой и иностранными делегациями проехал на поезде от Петербурга до Москвы. Поездка заняла 19 часов, для последовавших по маршруту поездов время в пути составляло 22 часа. До запуска первого «Сапсана» оставалось 158 лет. Курский вокзал Первое здание открылось в 1896 году, новое – в 1972 году. Внесен в Красную книгу Архнадзора. Нижегородский вокзал, ставший второй железнодорожной станцией Москвы, решено было строить за городской чертой, на дешевой земле у Покровской заставы. В 1866 году открыли новую железную дорогу – до Тулы, Орла и Курска, и Нижегородский вокзал решили перенести на Садовое кольцо, объединив его с Курским. Вокзальное здание в классическом стиле в 1896 году построил архитектор Николай Иванович Орлов. В 1930-е годы здание собирались глобально реконструировать и объявили всесоюзный конкурс на лучший проект, но в результате ограничились лишь реставрацией детища Орлова. Частично старый вокзал можно увидеть и сегодня: со стороны платформ сохранился нетронутый фасад. В 1968 - 1972 годах архитектор Георгий Волошинов все же осуществил старую идею о реконструкции Курского вокзала. Новое здание получило 200-метровый остекленный фасад, разлинованный сеткой алюминиевых переплетов, и складчатую крышу с девятиметровым козырьком. Сегодня здание вокзала полностью закрывает возведенный в 2001 году на привокзальной площади торговый центр «Атриум». Павелецкий вокзал Строительство: 1898 - 1900 годы. Управление открытой в 1866 году Рязано-Уральской железной дороги находилось в Саратове, поэтому вокзал, на который в Москву должны были прибывать вагоны с зерном, мукой и крупами из Поволжья, решено было назвать Саратовским. Здание построили по проекту известного архитектора Александра Федоровича Красовского (по другим данным – Ю.Ф. Дидерхиса) под руководством главного инженера В.В. Тимофеева. Торжественное открытие прошло 1 сентября 1900 года. Здание с огромными окнами имело высокую центральную часть, покрытую куполом, по бокам – два симметричных крыла. Длина двухэтажного вокзала составляла 84 метра, и здесь свободно размещались багажное отделение, билетные кассы, вестибюли, аптека, пассажирские залы первого, второго и третьего класса обслуживания, телеграф, буфет. В 1940-х годах вокзал переименовали в Павелецкий – по названию поселка в Рязанской области, через который проходит железнодорожная ветка, а площадь перед вокзалом назвали Ленинской – в честь того, что 23 января 1924 года сюда по железной дороге из Горок доставили гроб с телом вождя. В 1980-х годах вокзал решено было реконструировать. Гигантская стройка растянулась на долгие годы. Практически новое здание вокзала – увеличившееся в шесть раз и сохранившее исторические черты – открылось 3 ноября 1987 года. Рижский вокзал Строительство: 1897 - 1901 годы. В марте 1897 года Николай II издал указ о начале строительства западной, Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги для сообщения с прибалтийскими странами. Общая протяженность путей в этом направлении составила порядка 2453 километров. Место под постройку вокзала в Москве выделили у Крестовской заставы, рядом с двумя симметричными водонапорными башнями (в 1939 году их уничтожат ради строительства шоссе). Проект поручили академику архитектуры Императорской академии художеств Станиславу Антоновичу Бржозовскому (помните, это он построил шедевр модерна - Витебский вокзал в Петербурге). 11 сентября 1901 года Виндавский вокзал был открыт. В тот же день в Виндаву (современный Вентспилс) отправился первый поезд. Здание вокзала в русском стиле представляло собой три стилизованных под терема строения, которые соединялись крытыми переходами. Фасады украшали традиционные для русской архитектуры XVII века декоративные колонки и кокошники. У вокзала была собственная электростанция для освещения внутренних помещений и платформ. Однако в залах ожидания, как правило, пассажирам не хватало мест – и это при том, что вокзал никогда не был особо перегружен поездами. В 1930 году Виндавский вокзал стал Балтийским, в 1942 – Ржевским, а свое нынешнее название получил в 1946 году. Именно сюда приходили украшенные цветами и флагами поезда, привозившие домой солдат с войны. В 1995 году из-за строительства транспортной развязки и обветшания здания Рижского вокзала была начала его реконструкция. Восстановительные работы прошли на редкость удачно: новых помещений не достраивали, лепнину и убранство внутренних залов восстановили, старинные люстры воссоздали. Савеловский вокзал Строительство: 1897 - 1902 годы. Инициатором прокладки железнодорожной ветки длиной 130 км от Москвы до села Савелово был председатель правления Общества Московско-Ярославской железной дороги Савва Мамонтов. В дальнейшем дорогу планировалось продлить до Калязина, Углича и Рыбинска. Место для строительства вокзала выбирали, исходя из цен на землю. За пределами Москвы, у Бутырской заставы земля была дешевой – там и поставили фундамент. А вскоре Дума изменила границы города, включив вокзал в черту Москвы. За проект взялся мало кому известный архитектор А.С. Сумароков. Пять лет он строил одноэтажное здание с двухэтажным центром, где после открытия в 1902 году разместились служебные квартиры. Из ансамбля станции до наших дней сохранилась красивая водонапорная башня и не очень привлекательное, но все-таки подлинное веерное депо. Изначально вокзал назывался Бутырским, а в 1912 был переименован в Савеловский. Долгие годы облик вокзала не менялся, но в 1980-х власти решили реконструировать здание, достроив второй этаж. В 1995 реконструкция была завершена. Сегодня Савеловский вокзал - единственный в Москве, с которого не отходят поезда дальнего следования, только электрички. Ярославский вокзал Строительство: 1902 - 1904 годы, объект культурного наследия федерального значения. Во второй половине XIX века началось строительство железной дороги между Москвой и Сергиевым Посадом – для паломников Троице-Сергиевой лавры. Но из соображений рентабельности дорогу решено было протянуть до Ярославля, а потом – и до Архангельска. Для вокзала в Москве выбрали пустырь на Каланчевской площади рядом с Николаевским вокзалом. Первое здание вокзала, построенное по проекту архитектора Романа Кузьмина, открылось в 1862 году. Но оно оказалось слишком мало для все возраставшего потока пассажиров. Для возведения нового здания сначала пригласили Льва Кекушева, и тот занимался строительством в 1895 - 1897 годах. Однако затем правление Московско-Ярославской железной дороги пересмотрело смету и выбрало более экономичный проект Федора Шехтеля – здание в неорусском стиле с элементами северного модерна. Вокзал получился похожим на древнерусский терем с башней, увенчанной широким шатром вроде юрты оленевода, с высокой кровлей с подзором. Над крышей – кованые украшения с северными орнаментами. Здание опоясывает керамический фриз с растительным узором. При строительстве Шехтель использовал части здания Кузьмина, поэтому в левой части главного фасада виден монотонный ряд небольших окон. Ризалит главного фасада сделан наподобие городских «врат», над входом размещены гербы Москвы, Ярославля и Архангельска. Главный вход похож на гигантский кокошник. Интерьеры вокзала украшали панно кисти Константина Коровина. Они находились в здании вплоть до 1940-х годов, затем перекочевали в запасники Третьяковки. Здание Ярославского вокзала считается одним из величайших творений Шехтеля. Белорусский вокзал Строительство: 1908—1912 годы. Объект культурного наследия регионального значения. Железная дорога на Смоленск начала строиться еще при Александре II. Статскому советнику и предпринимателю Михаилу Немчинову (в его честь названа станция Немчиновка) поручили возведение вокзала. Немчинов нанял архитектора, чье имя история не сохранила, и в 1870 году построил первое здание вокзала, названного Смоленским. Через год, когда железную дорогу дотянули до Бреста, вокзал переименовали в Брестский. Поскольку пассажиропоток непрерывно возрастал, вскоре понадобилось новое здание вокзала. Работы начал в 1907 году архитектор Иван Иванович Струков, а руководство взял на себя военный инженер, начальник Московско-Брестской железной дороги генерал Фёдор Мец. Будущее здание должно было состоять из сопряженных под тупым углом двух корпусов, поэтому работы велись поэтапно. В 1910 сдали правое крыло, в котором находилась двухэтажная угловая часть для монарших особ – Царский угол. Для обслуживания императорской семьи предназначалась и отдельная платформа. Окончательно здание в неоклассическом стиле построили в 1912 году. Поскольку открытие пришлось на празднование столетия победы в Отечественной войне 1812 года, вокзал переименовали в честь Александра I. В строительстве широко применялся металл и бетон, а в работе вокзала использовались такие новшества, как телеграф и автоматические кассы. В 1922 Александровская и Московско-Балтийская дороги объединились в Московско-Белорусско-Балтийскую, и Александровский вокзал стал Белорусско-Балтийским, а в 1936-м, после очередной реорганизации железных дорог, – Белорусским. Киевский вокзал Строительство: 1914-1920 годы. Объект культурного наследия федерального значения. Начало строительства вокзала, который изначально назывался Брянским, было приурочено к 100-летию Бородинской битвы. Тут же, рядом с местом строительства, возвели и Бородинский мост. Однако строительство задержалось. Архитектор Иван Иванович Рерберг со своим коллегой Вячеславом Константиновичем Олтаржевским, ставшим впоследствии крупнейшим в стране специалистом по высотному строительству, приступили к работе только в 1914 году. Для архитектуры Москвы начала ХХ века, когда предпочтение отдавалось модернизму, проект был нетипичным: вокзал построен в стиле неоклассицизма с элементами ампира. Особую архитектурную ценность представляет пространство над платформами: это односводчатое остекленное арочное покрытие длиной 321 м, шириной 47,9 м и высотой 28 м. Вес конструкции - более 1250 тонн. К зданию вокзала ассиметрично поставлена часовая башня высотой 51 метр. В 1930-е годы для того, чтобы открыть прекрасное здание Киевского вокзала, была значительно расширена площадь перед ним. Тогда же вокзал переименовали в Киевский. А в 1940-е к северной части здания пристроили корпус с билетными кассами и станцией метрополитена. Казанский вокзал Строительство: 1911 - 1926 годы. Объект культурного наследия федерального значения. Изначально на месте Казанского стоял деревянный Рязанский вокзал, построенный в 1862 году. Позже его сменило каменное здание – тесное, неудобное и некрасивое. В 1910 году правление акционерного общества Московско-Казанской железной дороги приняло решение о постройке нового здания. В конкурсе победил проект Алексея Викторовича Щусева. Идея оформления Казанского вокзала заключалась в том, что он должен был стать воротами на Восток, и пассажир должен был заранее настроиться на то, что увидит в месте назначения. Поэтому Щусев включил в проект многоярусную башню, напоминающую башню Сююмбике Казанского кремля, а также мечеть внутри зала ожидания, - из уважения к населяющим восток России миллионам мусульман. Мечеть в проект так и не включили, а башня осталась – как и часы со знаками зодиака на циферблате, установленные на главном фасаде. В создании интерьеров Казанского вокзала участвовали художники Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере и З.Е. Серебрякова. В 1987 - 1997 годах здание претерпело масштабную реконструкцию: были расширены и перепланированы внутренние помещения, сооружены крыши над перронами, фасады обновили, всю технику заменили на новую. Сегодня Казанский вокзал – самый большой и протяженный в Европе, его длина достигает 200 метров.

9 знаменитых московских вокзалов
© Главгосэкспертиза России