У самовара с Высоцким. Рассматриваем чайную коллекцию поэта
В Государственном музее Владимира Высоцкого хранится множество экспонатов из его чайной коллекции: банки из-под чая, самовары и посуда. Высоцкий был большим любителем чая, коллекционировал разные сорта и даже придумал собственный способ заваривания. О чае в жизни и творчестве Высоцкого — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур». Самовар из детства и чайная традиция Когда началась война, маленькому Володе Высоцкому было три года. Отец ушел на фронт, а мальчик вместе с мамой остался в Москве. Вскоре они были эвакуированы. В селе Воронцовка Бузулукского района Чкаловской области (сейчас — Оренбургская область) они пробыли до лета 1943-го. Вероятно, именно тогда началась любовь Высоцкого к чаю. Самовар, из которого пили чай Володя и Нина Максимовна в Воронцовке, сегодня хранится в Музее Владимира Высоцкого. Семейная традиция чаепития сохранилась на всю жизнь. В первой телепередаче документального цикла Эльдара Рязанова «Четыре встречи с Владимиром Высоцким» (1987) о его особенном отношении к чаю рассказывала мама. «…Он привозил чай со всех стран, где он только находился, особенно английский очень вкусный, наверно из колоний. Вкусные чаи. Он вообще любитель чая был. И как только он входил в квартиру, первое, что он говорил: “Мамочка, поставь чайничек”. И мы с ним очень часто пили чай, так, вдвоем. У нас в доме всегда чай — это был как культ. Мы любили чай...» — вспоминала Нина Максимовна. Фамилия Владимира Высоцкого была связана с чаем задолго до его рождения. В середине XIX века была основана чайная фирма «В. Высоцкiй и Ко» — одна из крупнейших в Российской империи. Учредителем был Вульф Высоцкий — не предок Владимира Семеновича, однофамилец. Фирма торговала в основном кантонским чаем, который транспортировался по воде из китайского портового города Кантона (сейчас — Гуанчжоу). К началу XX столетия фирма начала мировую экспансию и открыла филиалы в Европе и Америке. После Октябрьской революции была национализирована и передана Центрочаю. Потомки Вульфа Высоцкого эмигрировали и открыли филиалы в разных странах мира. Сейчас фирма базируется в Израиле. Дефицитный товар и рецепт Высоцкого В чайной коллекции Владимира Высоцкого встречались редкие иностранные сорта, которые в те времена достать было практически невозможно. Друзья, зная пристрастие поэта, привозили ему чаи со всех концов мира. В 1975 году Владимир Высоцкий с супругой Мариной Влади въехал в первую и единственную собственную квартиру в доме на Малой Грузинской улице. Он был очень гостеприимным хозяином — на кухне у поэта часто собирались друзья. Посиделки затягивались до утра, и важное место на домашних вечеринках занимал чай, собственноручно заваренный Высоцким. Об одной из них вспоминал Борис Стругацкий. Его рассказ о знакомстве с Высоцким приводит Марк Цыбульский в книге «Владимир Высоцкий в Ленинграде»: «По-моему, это было где-то в середине семидесятых, в Москве. Высоцкий пригласил нас на “Таганку” (кажется, это был “Галилей”), а после спектакля мы поехали к нему домой, где собралось человек тридцать народу, — пили чай, и Высоцкий пел. Тогда я впервые услышал “Парус”». Высоцкий очень любил церемонию приготовления чая и даже изобрел фирменный рецепт: брал по щепотке из разных банок и полученную смесь заваривал в чайнике. Все полки на кухне до самого потолка были заставлены жестяными разноцветными банками. Дефицитными сортами и авторскими купажами он с удовольствием делился с друзьями. «Очень светлая кухня с яркими полотенцами на стенах, громадной куклой на чайнике, с никелированной мойкой и несметным множеством разноцветных банок из-под чая. Сам чай. Совершенно незнакомый, неземной напиток удивительного цвета и вкуса. ОН тут же, видя мое восхищение, сообщает, что сам является большим знатоком и гурманом, покупает чай в английских магазинах, составляет дивные комбинации. В тот же миг щедро отсыпает чьей-то маме чудесной смеси в громадную банку». (Из воспоминаний Ильи Порошина, сына Валерия Янкловича, близкого друга Владимира Высоцкого.) Необходимое условие По воспоминаниям коллег, в гримерной театра и на гастролях в номере у артиста всегда стояли банки с чаем. Сценарист и драматург Эдуард Володарский (в 1969-м Высоцкий сыграл в фильме «Белый взрыв» по его сценарию) вспоминал: «В Тбилиси на осенних гастролях в 1979 году мой номер был как раз этажом ниже под его номером. Жара, окна открыты. Он сочинял какую-то песню и полмесяца пел одни и те же строчки в разных вариациях. Время от времени зазывал к себе, заваривал чай и пел все ту же песню, каждый раз меняя или слова, или строчки, или целые куплеты». (Цитируется по книге Андрея Передрия «Владимир Высоцкий. Сто друзей и недругов».) Понятия «райдер» в СССР, конечно, не существовало, но определенные просьбы к принимающей стороне у поэта бывали. В 1977 году Высоцкий выступал в Константиновке, через несколько лет в одной из газет были опубликованы воспоминания очевидцев: «Интересно, что Владимир Семенович, хотя и вел себя скромно и непритязательно, все же попросил сделать два одолжения: чтобы в гримерном помещении был диван, где бы он мог отдохнуть перед и между концертами, а также самовар и цейлонский чай (в то время дефицит)». Ночная смена Днем Высоцкий был занят на репетициях в Московском театре драмы и комедии на Таганке, а вечером играл в спектаклях. Написание песен в основном приходилось на ночь. Крепко заваренным чаем поэт разгонял усталость и сон, он никогда не работал без этого напитка. Марина Влади в книге «Владимир, или Прерванный полет» вспоминает: «Часами ты куришь, раздраженно бросаешь скомканные шарики бумаги в корзину, литрами пьешь обжигающий чай, пощипываешь струны гитары в поисках новых аккордов, а потом сидишь неподвижно, будто зачарованный белым сиянием лампы. Вдруг раздаются самые ужасные ругательства и смех — готово, ты нашел! Иногда стоит найти лишь одну строфу — и все складывается и связывается воедино, и на рассвете, когда комната окрашивается цветом зари и я просыпаюсь, дрожа оттого, что не выспалась, ты читаешь мне, торжествуя, результаты ночной работы». Друзья и коллеги Владимира Высоцкого отмечали, что он, обдумывая новую песню, погружался в себя и отстранялся от происходящего вокруг. В минуты озарения артист мог внезапно встать посреди ужина и пойти работать. Чай нередко становился героем поэтических зарисовок Высоцкого: Я пил чаек из блюдца, cо спиртиком бывал... Мне не пришлось загнуться, и я довоевал. (Из «Того, который не стрелял», 1973 год) Нет, чтой-то екнуло — ведь части-то свои! — Недосыпал, недоедал, пил только чай… Все — еду, еду регистрировать в ГАИ!.. Ах черт, «москвич» меня забрызгал, негодяй! (Из «Песни автозавистника», 1971 год) Парок над чаем тонкой змейкой извивался… Он дул на воду, грея руки о стекло, — Об инквизиции с почтеньем отозвался И об опричниках — особенно тепло. (Из «Палача», 1977 год) Будут с водкою дебаты — отвечай: «Нет, ребяты-демократы, — только чай!» (Из «Инструкции перед поездкой за рубеж, или Полчаса в месткоме», 1974 год)