Кто изобрел телевидение? немцы. русские. американцы
Во времена Петра Великого в Россию был приглашён уникальный голландский мастер по фамилии Розинг. Спустя столетия, 5 мая 1869 года, в городе Санкт-Петербурге, в дворянской семье обрусевшего статского советника Льва Розинга и Людмилы Фёдоровны Сергеевой родился сын Борис. Это был… Человек, подаривший миру телевидение Уже в юности Борис демонстрировал страсть к наукам, прилежно учился, удивляя взрослых недетской педантичностью. В 1887-м он окончил гимназию с золотой медалью. А спустя 4 года, в 1891-м, получил диплом первой степени Петербургского технологического университета. Результаты обучения студента Бориса Розинга на физико-математическом факультете этого учебного заведения были блестящими. 22-летний молодой человек был оставлен на кафедре для подготовки к званию профессора. Спустя год Борис Львович стал преподавателем в родной альма-матер. Ещё через три года начал параллельную работу в Константиновском училище Санкт-Петербурга, где готовили офицеров артиллерии для императорской армии. Именно Розинг добивался введения в России высшего образования для женщин и даже работал в должности декана одного из факультетов Высших женских политехнических курсов. Возможность передачи на расстояние актуального изображения с помощью электрических волн заинтересовала Розинга в стенах родного вуза, который сегодня студенты и педагоги ласково называют «техноложкой». В те годы мир был потрясён кинематографом! Однако киноплёнка фиксировала исключительно то, что происходило в прошлом. А как же настоящее? О возможности передавать изображение здесь и сейчас, в режиме реального времени, думал не один только Розинг, а лучшие мировые умы. Важно то, что эти умы были преимущественно русского происхождения. Вспомним о физике Александре Столетове, который первым доказал, что свет может быть преобразован в электрические сигналы. Но как это сделать? Та ещё задача. В то время наиболее перспективным считался принцип механической развёртки. Изображение нужно было разложить на полоски, закодировать и передать по проводам. Считалось, что с помощью обратного процесса приёмник мог собрать на своём экране эти расчлёнённые «пазлы», передав потенциальному зрителю исходную картинку. Но для этого требовались специальные зеркала. И необходимая скорость их вращения реальной, увы, не была. Борис Розинг категорически отказался от этой сложной, запутанной не реализуемой системы. Для сборки изображения он решил применить катодную электронно-лучевую трубку, изобретённую немцем Карлом Фердинандом Брауном. Именно эта трубка является кинескопом — элементом, преобразующим электрические сигналы в световые. Кинескоп был неотъемлемой составляющей абсолютно всех телевизоров, которые выпускались до 1990-х годов. Что такое телевизионный экран? Да просто сплюснутый конец этой трубки! В 1907 году Борисом Розингом был запатентован способ электрической передачи изображений на расстоянии. Потом шла долгая работа над конструированием собственного кинескопа. И только 22 мая 1911 года великому русскому учёному удалось продемонстрировать, как передаётся и принимается изображение. Пока что неподвижного объекта! Что же именно в первый раз передали в России «по ящику»? Решётку. Её поместили перед объективом, осветив проходящим сквозь неё светом. Очень символичная, надо сказать, «телепередача» для России ХХ и ХХI века была устроена «отцами ТВ». Эксперимент стал колоссальным технологическим прорывом. Всестороннее содействие в исследованиях Розингу оказывал студент Санкт-Петербургского технологического университета Владимир Зворыкин. Шло время. В 1917 году к власти пришли большевики. Они приветствовали появление любой инновационной техники, которая могла быть успешно реализована в процессе строительства анонсированного ими нового мира. В 1921 году Владимир Ленин даже обсуждал технологию создания видеофона. Революция не испугала Розинга. Он остался в Советской России. Переехал в Екатеринодар (ныне – Краснодар), стоял у истоков Кубанского технологического университета. Борис Львович был проректором, деканом одного из факультетов этого учебного заведения. Много и продуктивно работал, готовя к изданию свою уникальную книгу «Электрическая телескопия (видение на расстоянии)», изданную в северной столице в 1923 году. В Петербург, ставший ненадолго Петроградом, он вернулся в 1922-м, чтобы продолжить работу над своей авторской телевизионной системой. А что же русский студент Владимир Зворыкин? Он эмигрировал в Соединённые Штаты и там добился в деле создания электронного телевидения более чем значительных результатов, что и принесло ему лавры «создателя цветного телевидения». Впрочем, Зворыкин никогда не скрывал, что начинал работу над созданием телевидения именно у Бориса Розинга. Спустя годы, в 1933-м, гражданина США Владимира Зворыкина пригласили приехать в СССР, прочитать курс лекций о принципах создания телевидения. Едва ступив на советскую землю, он поинтересовался судьбой своего наставника. Ему смущённо сообщили, что Розинг умер. Однако не уточнили, как именно ушёл из жизни человек, грезивший идеей создания телевидения и полагавший, что будущее за электронными системами. Розинг пострадал из-за своей природной доброты и умер в ссылке! Великого русского учёного арестовали за 2 года до его кончины, в 1931 году, по так называемому «Делу академиков». Суть дела заключалась в том, что на выборах в Академию наук ещё в 1929 году со свистом прокатили трёх недалёких претендентов-коммунистов. В ответ большевики припомнили учёным их контрреволюционное прошлое, укорив в том, что, дескать, те «не от сохи», и потребовав реорганизации цитадели российской науки. Ничего не оставалось, как принять революционных неучей с правильным происхождением в члены академии. Гонения приутихли, но не прекратились. В августе того же 1929 года двери Академии наук распахнули члены специально созданной правительственной комиссии, которые взялись за методичную травлю учёных. В результате чистки лишились работы 128 штатных сотрудников и 520 внештатных. Ручейки этой чистки потекли по учебным заведениям Советской России, где был остро поднят вопрос о том, как быть с «контрреволюционной нечистью». Везунчики отделывались увольнениями, и «чёрными метками». А лучшие умы русской науки отправлялись в ссылки, приговаривались к тюремным срокам или отправлялись в казематы, где их ставили лицом к деревянным щитам и приводили в исполнение смертный приговор. В 1931 году к Борису Розингу подошёл человек, сообщивший, что один из его коллег по Константиновскому артиллерийскому училищу бедствует и нуждается в помощи. Борис Львович, находившийся, мягко говоря, в не лучшем финансовом положении, пожертвовал для бедолаги определённую сумму. И расписался в учётном листе. Это стало «весомым» аргументом для обвинения в финансировании контрреволюционной деятельности, которое сфабриковало ГПУ. Местом ссылки изобретателя телевидения стал городок Котлас Архангельской области. И без того небогатырское здоровье 62-летнего изобретателя было подорвано невыносимыми условиями существования в условиях Крайнего Севера. Он ушёл из жизни пронзительно холодной весной, 20 апреля 1933 года. Владимир Козьмич Зворыкин дожил до глубокой старости. За 92 года его жизни, большая часть которой прошла в США, он подарил миру 120 изобретений. Но исключительную роль ученик Розинга сыграл в создании систем телевизионного вещания в США и Европе. В 1967 году президент США Линдон Джонсон вручил русскому студенту, не пожелавшему сгнить в советских лагерях, награду – Национальную научную медаль США. Владимир Зворыкин ушёл из жизни в 1982 году, завещав развеять свой прах над прекрасным озером Тонтон, невдалеке от его владений.