Как остановить исход умов

То есть до представителей российской интеллигенции, без восторга воспринявших идеи и социальную практику новой власти. 19 мая 1922 года Ленин направил Феликсу Дзержинскому записку о подготовке масштабной высылки «писателей и профессоров, помогающих контрреволюции». Чтобы профессора, педагоги, экономисты, агрономы, литераторы, юристы и религиозные деятели уяснили, что новая власть не шутит, многих из них для начала арестовали, а потом взяли подписку «О невозвращении в РСФСР под угрозой смертной казни». Саму же смертную казнь, как высшую меру «социальной защиты», Ленин предложил на время заменить высылкой за границу. Дело поставили «на поток». Первые «философские пароходы» отправились из Петрограда в Германию через несколько месяцев после памятной ленинской записки. Россию не по своей воле покинули лучшие люди своего времени: философы Иван Ильин, Николай Бердяев, Николай Лосский, Лев Карсавин, Семен Франк, Питирим Сорокин, Сергей Трубецкой, писатели Михаил Осоргин, Федор Степун, сотни известных ученых, медиков, инженеров, изобретателей. Многие из них внесли уникальный вклад в мировую культуру, стали родоначальниками философских, научных и художественных направлений. Этот опыт спустя десять с лишним лет, правда, не столько по идеологическому, сколько по расовому принципу, повторила гитлеровская Германия, щедро снабдившая «неарийскими» учеными-физиками Англию и США, где тех быстро привлекли к работам по созданию атомной бомбы. Позднее в брежневском СССР ленинский опыт был несколько откорректирован: неблагонадежные ученые, в отличие от писателей, философов и артистов, оставались дома, как академик Сахаров в городе Горьком. Зато высланные из СССР Александр Солженицын и Иосиф Бродский обрели всемирную славу, стали лауреатами Нобелевской премии по литературе. История, впрочем, частично оправдала «философские пароходы». Ленин все же не был кровожадным злодеем. Благодаря высылке с «парой кальсон» в Европу пассажиры этих пароходов и поездов остались в живых. Традиция избавляться от несогласных опасна и контрпродуктивна для любой власти. Как, впрочем, и стремление держать границу на замке. Стендаль утверждал, что опираться можно только на то, что оказывает сопротивление. Добровольный или вынужденный исход умов, особенно молодых, — верный признак неблагополучия в обществе. Уходящие «философские пароходы» могут отсрочить решение назревших проблем, но не могут его отменить.

Как остановить исход умов
© Вечерняя Москва