Робкий, но мощный! - Дебютному диску Uriah Heep «Very ‘Eavy, Very ‘Umble» c незабываемой «Gypsy» исполняется 50 лет!
Считаю, что их ранние альбомы, как предлагаемый нами к перепрослушиванию «Very ‘Eavy, Very ‘Umble» (англ. «Очень Тяжелый, Очень Робкий» 1970 года), не только ни в чем не уступают произведениям вышеупомянутого музыкального «триумвирата», но содержат в своих «тканях» огромное число оригинальных и сразу цепляющих вас хард, хэви, арт, прогрессив и классических рок-мотивов. Ранее мы информационно поддерживали концерты Uriah Heep. Поэтому, чтобы не повторяться, остановимся непосредственно на теме, связанной с юбилеем дебютной пластинки коллектива. Скажу лишь несколько слов об основных моментах и атмосфере конца 1960-х и начала 1970-х годов, в которых проходила запись диска. Ибо, бит-бум и возрождение блюза в его ритм-н-блюзовой ипостаси, начиная с середины 1960-х годов вполне логично привели к тому, что группы, как в Европе, так и в Штатах не только обнаружили доселе скрытые резервы по написанию собственного оригинального материала, но и принялись исследовать широкие музыкальные возможности, находящиеся за пределами формата из трех аккордов и 12 тактов. Известно, что критика встретила дебютник Uriah Heep, обязанный своим названием, как и именем группы, знаменитому писателю Чарльзу Диккенсу и одному из его литературных героев по имени Урия Хип (или Гип) из викторианско-готического романа «Дэвид Копперфилд», в штыки. Кто-то из журналистов (наверное, с недюжинного похмелья)) даже пообещал «покончить с собой», если музыканты вдруг прославятся. Другие, столь же куда-то «продвинутые» в поисках своего «я» доморощенные «знатоки», называли песни пластинки «разбавленным Jethro Tull». Позже всем пришлось признать драматическую мощь, оригинальное сочетание разнообразных музыкальных идей и влияний, страстность и творческую дерзость коллектива, а также его неоспоримую значимость для развития хард-рока и хэви-металла. Приведем мнение Мартина Попоффа, автора углубленного тематического музыкального исследования под названием «The Collector’s Guide to Heavy Metal», с чьей точки зрения диск «Very 'Eavy, Very 'Umble» находится «в одном ряду» с пёрпловским «In Rock» и саббатовским «Paranoid». Я бы добавил в этот «ряд» еще цеппелиновский «III» (также 1970 года), о котором мы планируем написать в дальнейшем. Мартин так обосновывает свою позицию: «Дебютный альбом Uriah Heep — слабейшее звено в этом трио метал-альбомов 1970-х годов, которые, как я считаю, заложили основу жанра…». «Слабейшим», с точки зрения Попоффа, он является лишь потому, что «не столь ошеломляюще тяжёл, но включен в первую тройку, потому что ни в чём не уступает им по уровню новаторства». Попофф справедливо отметил «огнедышащие гитарные партии» в «I’ll Keep on Trying» и «Walking in Your Shadow», жутковатое «готическое настроение», навеваемое «Dreammare» и прочие «вкусные» нюансы, которые в итоге и «увели» тяжелый рок весьма далеко от дебрей «блюза и психоделии». С Мартином тут трудно спорить, так как в последующих замечательных во всех отношениях хиповских альбомах «Solisbury» и «Look At Yourself», о которых мы постараемся написать в следующем - 2021 году (так как их выход датируется 1971 годом), обрели свое существование такие «жемчужины» жанра, как отчасти глэмовая «Lady In Black», «Bird Of Prey», эпическая «July Morning» и другие композиции. В дебютник вошли: зловещая и грозная «Gypsy», ставшая одной из самых впечатляющих песен Uriah Heep, до сих пор часто исполняемая ими на концертах; ничуть не испортившие «заваренную кашу» «Walking in Your Shadow», кавер «Come Away, Melinda» и «Lucy Blues»; представляющая собой сложное сочетание психоделии и блюза, насыщенная (и это задолго до Queen, о которых мы тоже потом поговорим) многослойными гармониями «Dreammare», а также крепкие боевики «Real Turned On», «I’ll Keep on Trying» и «Wake Up (Set Your Sights)». В записи приняли участие выходцы из клубных команд, вроде Spice и The Gods, позже составившие основной костяк Uriah Heep: Дэвид Байрон, заведовавший основным вокалом; Кен Хенсли, отличившийся игрой на органе, фортепиано, меллотроне и также продемонстрировавший недюжинный вокал; показавший высокий класс игры на гитаре и также умеющий неплохо петь Мик Бокс. Пол Ньютон выступил на басу и бэк-вокале. Алекс Нэйпьер исполнил почти все партии на барабанах, кроме одной, где сыграл Найджел Олссон. Колин Вуд удачно вписался со своей игрой на клавишных в нескольких треках. Обложку английского варианта пластинки украшает едва узнаваемое лицо вокалиста Дэвида Байрона, покрытое (в лучших готических традициях оформления обложек, тогда еще не явленного миру стиля готик-рок) смачной паучьей сетью. В общем вплоть до 1972 года Uriah Heep были наиболее приближены к стилистике жанра, который сегодня именуют «хард-н-артом». Ибо такого обилия прекрасных клавишных аранжировок, подчеркнутых искусными гитарными партиями, не «выдавал» даже сам великий и ужасный Джон Лорд, разве что в его «Concerto». Впрочем, справедливости ради, скажем, что Лорда сдерживали рамки рожденного Deep Purple стиля «хард-н-хэви», гениальность Блэкмора и других участников DP. Поэтому, завершая нашу статью, скажу, что для своего времени Uriah Heep задали своим дебютником очень высокую планку. Они только обретали свой стиль, который сполна развернется к упомянутому «Salisbury», с отменно аранжированной под группу и оркестр 17-минутной одноименной пьесой, и «The Magician’s Birthday» с незабываемыми «Sunrise», «Sweet Lorraine» и грандиозной, одноименной с названием диска, «The Magician’s Birthday».