В деле о гибели главы Total все больше вопросов

В Солнцевском суде Москвы обвинение закончило представлять доказательства по резонансному делу авиадиспетчеров аэропорта «Внуково», обвиняемых в гибели главы французского энергетического концерна Total Кристофа де Маржери. Однако, как стало известно Business FM, представлению доказательств защиты помешал короновирус. Уже два с половиной месяца суд не может начать данную стадию, поскольку из-за карантина возникла проблем с явкой свидетелей и экспертов. В марте этого года судья Екатерина Гришина взяла спринтерский темп, назначая заседания по делу чуть ли не ежедневно. В середине марта настала очередь защиты представлять доказательства. Все свидетельствовало о том, что после того, как в суде допросят свидетелей и специалистов защиты, а подсудимые дадут показания, суд перейдет к прениям сторон и к началу лета судья вынесет приговор. Но жизнь внесла свои коррективы. Процесс по делу длиться с осени 2018 года. Однако почти через год судья Анна Егорова ушла в отставку. В кулуарах суда говорят, что она в чем-то провинилась и ей пришлось уволиться. Так или иначе, судье Екатерине Гришиной пришлось начинать разбирательство заново. Трое из пяти На скамье подсудимых трое: руководитель полетов центра организации воздушного движения «Внуково» Роман Дунаев, а также диспетчеры Надежда Архипова и Александр Круглов. Им вменяется нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ч. 3 ст. 263 УК РФ). Изначально фигурантов было пять. Судебный процесс над ними шел в Солнцевском суде Москвы с июля 2016 года. Однако 2 марта 2017 года дело в отношении диспетчеров выделили в отдельное производство и вернули на доследование из-за процессуальных нарушений, а двух других фигурантов продолжили судить, передав дело новому судье. Их дело было рассмотрено в особом порядке: без исследования доказательств и допроса свидетелей, так как подсудимые признали вину. По приговору Солнцевского суда Москвы от 7 июля 2017 года сотрудники аэродромных служб аэропорта «Внуково» Владимир Мартыненко и Владимир Леденев получили 4 и 3,5 года лишения свободы. Их сразу же освободили от наказания по амнистии, объявленной в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Что касается авиадиспетчеров, то они свою вину отрицают. Обвинение гласит, что они нарушили целый ряд пунктов авиационных правил и должностных инструкций, в результате чего 20 октября 2014 года в 23 часа 58 минут частный самолет Falcon-50ЕХ с главой французского энергетического концерна Total Кристофом де Маржери на борту на взлетной полосе «Внуково» столкнулся со снегоуборочной машиной. За ее рулем находился пьяный Владимир Мартыненко. Бизнесмен, возвращавшийся с инвестиционного форума в Париж, а также трое членов экипажа его бизнес-джета погибли. Авиадиспетчерам грозит до семи лет лишения свободы. Впрочем, одной из подсудимых, диспетчеру руления Надежде Архиповой, не стоит опасаться срока. Даже если суд признает ее виновной, немолодая женщина по возрасту подпадает под амнистию, ранее примененную к двум другим фигурантам, но вот двое других — нет. Выключенные огни На заседании 15 мая защита должна была, наконец, начать допрос свидетелей и специалистов, однако заседание снова сорвалось. «Кто-то из них находится на самоизоляции, а кто-то просто не может получить пропуск», — рассказала адвокат Надежды Архиповой Ольга Динзе. Она предрекает «много интересного», отмечая, что, поскольку водителя снегоуборщика Мартыненко судили в особом порядке, его действия не исследовались в суде. «Думаю, нам удастся доказать, что он выключил все светооборудование перед тем, как выехал на взлетно-посадочную полосу», — заявила она Business FM. Почему он это сделал, Мартыненко не смог пояснить, давая показания как свидетель по делу авиадиспетчеров. По мнению Динзе, водитель снегоуборочной машины вовсе не был пьян во время аварии, а выпил спиртное (в его крови нашли 1,64 промилле алкоголя, что соответствует бутылке водки. — Business FM) уже после нее. Динзе не исключает, что действия Мартыненко были намеренными, однако не берется назвать их причину. Юрист подчеркнула, что не верит словам свидетеля, который заявил, что «заблудился» на взлетном поле. Согласно материалам дела, погодные условия ночью 20 октября 2014 года были нормальными — был легкий туман. Мартыненко проработал во «Внуково» около 12 лет и знал поле как свои пять пальцев. «Когда я спросила его, он сказал, что не может объяснить свой выезд на полосу, которая хорошо освещается и которую невозможно перепутать ни с какой рулежной дорожкой. А когда я пыталась задать вопрос в том же направлении, то судья меня обрывала. Суд не хочет слушать ответы на эти вопросы», — сказала адвокат. Однако призналась: у нее нет данных, подтверждающих диверсию. «Но факт остается фактом: человек выключил проблесковый маячок, выехал на полосу и остановился. А вот почему он это сделал, это может рассказать либо он, либо те люди, которые заинтересованы, чтобы мы ответы на вопросы не получили»,— говорит Динзе. Динзе полагает, что есть признаки сокрытия по делу обстоятельств, которые произошли: «Слишком много вопросов, на которые нет ответа». По словам юриста, диспетчер старта Александр Круглов, который визуально наблюдал за разгоном и взлетом самолета Falcon, не видел машину Мартыненко на поле. «Это свидетельствует о том, что Мартыненко на 100% не включал огни», — полагает Динзе. По мнению защитницы, водитель снегоуборщика не мог не слышать шум двигателя взлетавшего самолета, тем более что в тот момент он не чистил снег. Установить мотивы действий Мартыненко теперь довольно сложно, говорит она: «Следствие в отношении него никаких особых запросов не делало, не исследовало его личную жизнь и знакомства. Нам уже в процессе стало известно, что у него во Франции проживают родственники. Что там у него со счетами, есть ли деньги на его счетах или счетах его родственников? Следствие не копало в этом направлении — о наличии в его действиях умысла. Все было формально». Случайность, в которую сложно поверить Впрочем, мнение Ольги Динзе разделяют не все ее коллеги. Так, Игорь Чернецкий, адвокат Романа Дунаева, не верит в теорию заговора. По его мнению, причиной катастрофы стала «трагическая случайность». При этом адвокат, сам в прошлом авиадиспетчер, убежден в невиновности подсудимых. Ему также во многом непонятно поведение Мартыненко. «Как можно пересекать полосу, не услышав рев воздушного судна? И главный вопрос: зачем он остановился? Ну проехал бы, ну поматерили бы его взлетающие летчики. А он встал, и они в него врезались», — рассуждает Чернецкий. По его словам, в трагическую случайность, на первый взгляд, поверить невозможно. Однако жизнь подтверждает обратное. Защитник привел в пример недавний случай с гибелью в больницах нескольких человек в результате возгорания аппаратов искусственной вентиляции легких. «Мало того что человек попал в реанимацию с вирусом, так там его еще и спалили! Точно так же невозможно в нашем случае поверить в то, что человек всю жизнь работал в аэропорту, знает там каждую травинку, знает все на ощупь, и тем не менее умудрился что-то напутать и уехать не туда». Он добавил, что, видимо, из этических соображений действия экипажа разбившегося судна старались до сих пор не комментировать. А напрасно. К нему у диспетчеров тоже есть вопросы. «Почему экипаж, взлетая и видя препятствие, не остановился? Ведь заключение МАК гласит, что у него была техническая возможность остановиться», — сказал Чернецкий. Адвокат убежден, что его подзащитный Роман Дунаев не должен отвечать за трагедию. Он заявил, руководитель полетов центра организации воздушного движения «Внуково» в тот день, как обычно, исполнял свои обязанности и попал на скамью подсудимых исключительно потому, что начальник. Ожидается, что 22 мая защита все же начнет представление доказательств. Адвокаты планирует обеспечить явку в качестве специалиста летчика, который выскажет свое мнение относительно действий французских пилотов.

В деле о гибели главы Total все больше вопросов
© BFM.RU