Войти в почту

Электронный бизнес на евразийском пространстве

7 мая 2020 года кафедра «Международные отношения и право» Дипломатической академии им. Казы Дикамбаева МИД Кыргызской республики, кафедра цифровой ЭК и ИИ группы компаний АДВ МГИМО МИД России, ИОМ РАНХиГС и АНО «Центр развития деловых компетенций» провели международный дистанционный круглый стол на тему «Развитие электронного бизнеса в странах ЕАЭС». Мероприятие прошло с успехом. В нем приняли участие более 80 представителей государственных структур, научного и учебного сообщества, предпринимателей из различных стран. После докладов состоялась дискуссия с участием спикеров и слушателей, которые высказали свое мнение по обсуждаемым темам и задали уточняющие вопросы спикерам. Проведенный круглый стол подтвердил на деле высокую ценность подобных мероприятий в качестве эффективного инструмента взаимовыгодного международного сотрудничества и полезного учебно-просветительского мероприятия. На мероприятии выступили: Абрамова Анна Владимировна, заведующая кафедрой цифровой ЭК и ИИ группы компаний АДВ, кафедра МЭО и ВЭС им. Н. Н. Ливенцева , доцент, МГИМО Адамкулова Чинара Усенбековна, доктор экон. наук, профессор, ректор Дипломатической академии МИД Кыргызской Республики им. Казы Дикамбаева (г. Бишкек) Антосиев Андрей, старший партнёр-юрист FloraniusLawOffice (Эстония) Гуров Олег Николаевич, MBA, ведущий российский эксперт по этическим аспектам цифровых технологий, член Экспертного совета по управлению экономикой знаний при Комитете ГД по образованию и науке, генеральный директор АНО «Центр развития деловых компетенций», преподаватель ИОМ РАНХиГС Джоробекова Айнур Эшимбековна, профессор, канд. ист. наук, заведующая кафедрой «Международные отношения и право» Дипломатической академии им. Казы Дикамбаева МИД Кыргызской республики Живых Мария Владимировна, менеджер проектного офиса Ассоциации ФинТех, экс-руководитель проекта по цифровой торговле ЕЭК Ильина Жанна Васильевна, эксперт отдела цифровой трансформации Аппарата Правительства Кыргызской Республики Востребованность мероприятия обусловлена целым комплексом факторов, среди которых — необходимость организации сотрудничества на всех уровнях между государствами ЕАЭС и актуальность цифровой трансформации как одного из главных элементов развития экономики и культуры. Также в период пандемии коронавируса особенно важно не только поддерживать, но и развивать международное сотрудничество и партнерство в части самых значимых для формирования благополучного будущего проектов. Главной темой мероприятия стало обсуждение вопросов, связанных с цифровой трансформацией экономических отношений в рамках ЕАЭС. Особого внимания требует сама система образования как одна из услуг, которая в настоящее время повсеместно подвергается цифровой трансформации. После выхода из коронакризиса, по всей видимости, конкуренция вузов на международном рынке образовательных услуг существенно возрастёт. Для одних вузов это будет инструмент для международной экспансии, благодаря которой студенты смогут дистанционно получать образование в вузах, ранее считавшихся недоступными. Мы столкнемся с экспансией перспективных образовательных моделей, которые будут привлекать и активно вовлекать талантливых абитуриентов. В результате в ближайшее время будет формироваться новый образ мышления. При этом многие вузы могут быть потеснены на рынке образовательных услуг (в том числе на внутреннем рынке ЕАЭС) из-за консервативного подхода к образованию. В связи с этим мероприятие является важным инструментом не только выстраивания международного сотрудничества, но и элементом инновационной и развивающей образовательной технологии. Проведенное мероприятие — пример сотрудничества именно на цифровой основе, и если связь России и Киргизии основывалась ранее на общей истории и связи культур, то сейчас мы выстраиваем новые отношения с использованием цифровых технологий. Цифровые возможности на сегодняшний день являются основой для развития бизнеса и сотрудничества, фундаментом для формирования единого цифрового электронного пространства. Для ЕАЭС цифровые технологии — один из главных факторов для формирования единого экономического пространства, создания единой инфраструктуры на основе сетевого принципа, который позволит убрать лишних посредников и лишние препятствия, а также многие ограничения. Общая задача — налаживание контактов, выстраивание совместной работы для развития применения цифровых технологий и в государственном, и в частном секторе, чтобы мы все могли работать, общаться, решать задачи, проявлять солидарность и тем самым повышать доверие, которое является источником и основой для сотрудничества в будущем. Это парадокс: вроде бы мы говорим о гуманитарной составляющей, которая не относится ни к политике, ни к экономике, но на самом деле мы строим будущее на этой основе, а цифровые технологии являются для этого действенным инструментом. В пространстве ЕАЭС вопросы ведения электронного бизнеса в первую очередь сталкиваются с проблемой гармонизации нормативно-правовых актов в странах членов ЕАЭС. В каждой стране существуют свои национальные требования, свои национальные нормативные акты, которые на сегодняшний день ещё не прошли гармонизацию между странами ЕАЭС; это немного затягивает совместное сотрудничество и развитие отдельных стран. Цепочки добавленной стоимости от производителя к потребителю не прошли оптимизацию, не были проведены цифровые преобразования. Более того, каждая страна находится на различных этапах цифрового развития, и, чтобы оптимизировать работу цифрового бизнеса в странах ЕАЭС, их нужно привести к одному уровню. На сегодняшний день основная часть цепочек создания добавленной стоимости находится вне пространства ЕАЭС; это зона роста. Ещё одним важным моментом в части развития инфраструктуры, развития именно цифровой экономики, электронной торговли, является возможность привлечения взаимных иностранных инвестиций. При этом основными экспортерами иностранных инвестиций преимущественно являются такие страны, как Россия, Белоруссия и Казахстан. Кроме этого, мощным источником стали проекты, которые содействуют многостороннему международному развитию. Среди них можно отметить инвестиции Китая в свои проекты по развития Нового шёлкового пути, а также инвестиции таких доноров, как США, Германия и Великобритания. Основные инвестиции наблюдаются в секторы образования, логистики и здравоохранения. Положительным фактором является то, что Россия активно продвигает свои технологические и организационные достижения как через национальные компании, так и через региональные интеграционные комиссии. Важно отметить, что уже второй раз подряд в Киргизской республике объявлен год развития регионов и цифровизации. Именно развитие этих технологий определяет стратегию устойчивого развития до 2040 года, в результате чего Киргизская республика должна стать страной развитого информационного общества, основанного на цифровой экономике. Цифровые экосистемы многосторонних, многофункциональных платформ становятся новым источником конкурентного преимущества на рынке, обеспечивая безопасность и взаимодействие участников, снижая риски и издержки интегрирования. Развитие цифровой торговли в Союзе должно проводиться путём реализации проектов и формирования регулярных основ для создания и развития цифровой экосистемы торговли в Союзе. На сегодняшний день лишь немногие цифровые торговые площадки на пространстве государств-членов Союза предоставляют возможность совершать покупки в других государствах-членах, производится блокировка доступов к сайтам и других интерфейсов, в том числе приложений, по территориальной принадлежности, что является серьёзным барьером для развития цифровой торговли на пространстве Союза. В результате торговые площадки теряют доходы, а потребители — возможность выбора. Прежде всего необходима реализация комплекса совместных мероприятий, направленных на формирование цифровых активов и оцифровки товаров и услуг Евразийского экономического союза, развитие цифровых трансграничных услуг, увеличение доли услуг товаров в товарообороте Союза, развитие инфраструктуры цифровой торговли и стимулирование экспорта товаров и услуг в третьи страны. В целях обеспечения бизнеса цифровыми условиями в Киргизской республике в настоящее время ведутся работы по фискализации налоговых процедур, совершенствованию оказываемых налогоплательщиком услуг, что направлено на создание благоприятных условий для ведения бизнеса в стране и исполнение налогоплательщиками налоговых обязательств. Так, в настоящее время реализуется пилотный проект по маркировке сигарет в рамках Союза, алкогольной продукции и обуви. Кроме того, в настоящее время в Киргизской республике разработан проект закона об «электронной коммерции», направленный на регулирование общественных отношений между физическими и юридическими лицами в сфере электронной коммерции и установление требований к электронным сделкам по продаже, покупке и обмену товаров и услуг (так называемые смарт-контракты или самоисполнимые сделки). В рамках цифровой повестки также затрагиваются вопросы введения единых стандартов и политики развития электронной коммерции в странах ЕАЭС, отмечена необходимость создания цифровой экосистемы и автоматизации всего процесса цепочек поставок и производителя до конечного потребителя. Нам необходимо переходить от традиционной офлайн-торговли к созданию и интеграции цифровых экосистем. Уже сегодня в Киргизии проводятся исследования по формированию экосистем цифровых транспортных коридоров, по обеспечению занятости граждан и для решения специальных правовых вопросов. Напомним, что началом цифровой повестки можно считать 2017 год, когда был утверждён стратегический документ на уровне президентов стран. Но разговоры шли ещё с 2015 года, когда все страны поняли, что глобальные вызовы нет смысла решать поодиночке: решать эти проблемы также нужно на международном уровне. Возникла идея включить цифровизацию как одно из направлений интеграции. Под цифровизацией понимается не только использование ИКТ в рамках традиционных процессов, но и экосистемы, использование новых бизнес-процессов, создание новых бизнес-моделей и цифровых активов. В основных направлениях реализация цифровой повестки была разбита на три этапа: Моделирование процесса цифровой трансформации; Формирование институтов цифровой экономики и цифровых активов; Реализация экосистемных проектов ЕАЭС и цифровое сотрудничество на глобальном, региональном и отраслевом уровнях. В результате первого этапа, кроме запуска приоритетных проектов, была проведена колоссальная работа по формированию нормативной базы и самой структуры проектной деятельности. Офисом управления инициативами было проработаны 74 инициативы, поддержаны 14. Также была создана система управления, и это был совершенно новый опыт, потому что всё приходилось согласовывать с 5 странами, учитывая интересы всех. Если маленькие страны, исходя из своих интересов, могут присоединиться к чужой экосистеме, то большие страны нацелены на создание своих систем, и это — главная цель Союза: создание единой общей экосистемы, объединяющей множество платформ, которые предоставляют различные услуги. Это единственный путь для того, чтобы занять свое место в глобальном конкурентном пространстве, а не стать частью чужой экосистемы. Практический опыт показал, что для сложных по своей природе проектов необходимо создание специализированных организационных систем, центров компетенций, чтобы конкурировать с сетями и распределенными системами. Цифровая торговля подразумевает здоровую экономику, что свойственно всем отраслям, она отражает уровень развития рынка и его интегрированность в глобальные процессы цифровой трансформации. Проблемы структурного характера у существующих моделей регулирования экономических отношений связаны с тем, что они могут обслуживать лишь традиционную экономику, и большая часть процессов в цифровой экономике просто ускользает. Это обусловлено тем, что меняется сама структура потребления: потребитель все больше ценит знание о жизненном цикле продукта, стирается граница между товаром и услугой, и все большая доля добавленной стоимости товара создается посредством покупки сопутствующих услуг, либо приобретаемых с товаром, либо же получаемых при последующем использовании. Государственные регуляторы начинают играть все большую роль в определении правил игры, потому что им сложно конкурировать самостоятельно на глобальном уровне. Поэтому нам нужно создавать свою собственную экосистему. И главные вопросы: кто будет зарабатывать на наших рынках и сколько наших игроков готовы работать в новой парадигме? Меры, которые предлагает Комиссия в рамках деятельности в цифровой торговле, направлены на формирование легкого протекционизма, чтобы евразийские товары продавались только через евразийские площадки, а большая часть добавочной стоимости приходилась на евразийских участников. Необходимость этого обусловлена тем, что цифровая экономика — это всегда экономика масштаба, а масштабирование требует больших ресурсов, особой компетенции, поддержки регуляторов как административных, так и нормативно-финансовых. Создание экосистем на базе 5 стран может доказать их конкурентоспособность и сделать привлекательным для партнеров по всему Евразийскому континенту.

Электронный бизнес на евразийском пространстве
© Инвест-Форсайт