«Нам нужны качественные объекты недвижимости, где мы как человечество сможем выжить»
Пандемия COVID-19 разделила жизнь всей планеты, в том числе строительного сообщества, на «до» и «после». «Сегодня уже очевидно, что все то время, когда мы размышляли о том, как должен выглядеть город и как он должен быть устроен, мы думали не о том. Сегодня нам нужно кардинально пересмотреть прежний способ жизни и отношение к использованию пространства». Такое мнение высказал архитектор Борис Бернаскони, основатель бюро BERNASKONI и член Градостроительного совета Сколково, в ходе открытого онлайн-интервью на портале «100+ Forum Russia». Международный форум, посвященный проблемам высотного и уникального строительства, ежегодно проходит в Екатеринбурге при участии Минстроя России и Главгосэкспертизы России. В числе основных спикеров двух последних конференций был и основатель архитектурного бюро BERNASKONI, создавшего «Ельцин-Центр» в Екатеринбурге, «Гиперкуб» и «Matrex» в Сколково и ряд других концептуальных зданий-трансформеров. В начале беседы, трансляция которой состоялась на портале форума 29 апреля 2020 года, Борис Бернаскони подчеркнул, что «100+» стал одной из основных профессиональных площадок в России, которая и сегодня продолжает работать, несмотря на пандемию коронавируса. Он также отметил высокую деловую активность в столице Урала, на которой, по словам архитектора, в последние годы «во многом держится активность всей Центральной России». Неслучайно именно здесь был реализован первый проект архитектурного бюро Нормана Фостера в России – 15-этажное здание штаб-квартиры «Русской медной компании». Здание-башня получило название «ананас» по аналогии с лондонским «огурцом» (The Gherkin) - башней «Мэри-Экс», построенной бюро Нормана Фостера на месте Балтийской биржи в деловом центре Лондона, которая была разрушена в ходе теракта 1992 года. Кроме того, в Екатеринбурге могут построить здание по проекту еще одного крупного международного бюро - Zaha Hadid Architects, предложившего свою концепцию здания Филармонии. «Это само по себе знаковое событие, потому что далеко не все города, несмотря на огромное количество проектов, реализованных иностранцами в России, начиная с 2000 года, обладают собственным зданием от таких знаковых архитекторов», - подчеркнул Борис Бернаскони. Возвращаясь к главной теме интервью, посвященного влиянию пандемии коронавируса на будущее архитектуры, Борис Бернаскони сразу же предложил поменять вектор разговора: сегодня, по его мнению, исходя из текущих тенденций и перспектив развития урбанизации, «важнее говорить не о том, как архитектура изменит жизнь городов, а о том, как ими нужно правильно пользоваться». Так, по словам Бернаскони, уже к 2100 году на планете будет жить 12 миллиардов жителей, что задает долгосрочный тренд развитию архитектуры уже сегодня. «Это существенная цифра, которая, с учетом нынешней ситуации, требует осмысления, в интересах каждого отдельного человека – в первую очередь», - считает архитектор. Синдром Шанхая Анализируя особенности градостроительных планов Москвы и других крупнейших мегаполисов мира, Борис Бернаскони высказал мнение, что развивать крупные города сегодня - абсолютно тупиковое направление. Московская агломерация с учетом трудовых мигрантов и присоединенных территорий Новой Москвы уже составляет порядка 35 миллионов человек, что становится просто опасным: как с точки зрения нагрузки на городскую и транспортную инфраструктуру и экологию, так и с точки зрения эпидемической ситуации и доступности медицины вообще. «Такая плотность населения - это критично, поэтому нужно срочно децентрализовать города», - подчеркнул Борис Бернаскони и привел в пример новую градостроительную политику Шанхая, где ограничили размер численности жителей города 25 миллионами. Таким образом, рост населения Шанхая будет сдерживаться искусственно, в том числе с применением экономических, транспортных и иных возможных мер регулирования. «Я думаю, что Москва столкнется с тем же самым», - заметил Борис Бернаскони. «Хорошее здание – это универсальный солдат» Новые заказчики городских объектов будут формулировать новые требования с учетом пережитого опыта пандемии, уверен архитектор. При этом условия соблюдения социальной дистанции могут стать ключевыми требованиями к общественным зданиям и пространствам. В свою очередь, здания, по мнению Бернаскони, также должны быть снабжены дополнительными функциями, чтобы в случае необходимости их можно было быстро перепрофилировать под те или иные общественные потребности. «Но хорошая архитектура – она всегда вне времени. И, независимо от того, есть пандемия или нет, качественно придуманное и продуманное здание будет работать в любом режиме», - уверен Борис Бернаскони. По его мнению, чем более гибкий функционал заложен у здания, которое в новой архитектурной стилистике определяют как «трансформер», тем эффективнее оно может встраиваться в ту или иную изменившуюся ситуацию. К примеру, офисное здание может стать университетским, из университета спустя какое-то время может превратиться в торговый центр, а в новой ситуации быть перепрофилировано под школу и т.д. «Условно говоря, хорошее здание – это универсальный солдат, который всегда готов перестраивать свой функционал, что, конечно, всегда дороже. Но с другой стороны, это позволяет в любой ситуации сохранить само здание. Иначе оно должно быть снесено или перестроено», - говорит Борис Бернаскони. Офисный анахронизм Уже сегодня, делая выводы по итогам пандемии, девелоперы всерьез задумались, стоит ли строить офисы. «Я уверен, что многие офисные здания просто погибнут», - считает глава архитектурного бюро «BERNASCONI». Он также подчеркивает, что вопрос о том, как должны быть устроены офисы и в каком количестве они нужны - это сегодня один из главных вызовов как для девелоперов, так и для архитекторов. «В принципе, я уже давно мечтал отказаться от офисов, и вот моя мечта, можно сказать, реализовалась. Причем она реализовалась ровно за один месяц. И теперь я перестраиваю свою работу - «без офиса». А с другой стороны - я должен поздравить всех архитекторов с тем, что мы получили челлендж для создания совершенно новой среды. И я считаю, этот вызов нам надо принять и использовать. Нам нужны качественные объекты недвижимости, где мы как человечество сможем выжить», - подчеркнул Борис Бернаскони. Формула 5E, или путь к «классным решениям в архитектуре» «5Е» - это градостроительная формула, в рамках которой бюро BERNASCONI развивает концепцию улучшения среды обитания, основанную на базовых принципах проектирования: экологичность, энергоэффективность, эргономичность, экономичность и эмоциональность. «По сути, это некий профессиональный клуб, который я хочу развивать, подключая к этому всех участников строительного процесса», - рассказал Борис Бернаскони. Он также добавил, что «5Е» – это то, что «превращает скучные ГОСТы в интересную игру» и что в итоге «приведет к классным решениям в архитектуре». В перспективе модель «5Е», убежден Борис Бернаскони, сможет превратить деятельность каждого девелопера в идеальную, поскольку эта формула привязана к жизненному циклу здания и создает условия для максимально объективного расчета его эффективности. Архитектор также рассказал, что идея формулы появилась в ходе реализации проекта «Гиперкуб» - первого здания-трансформера в Сколково, и поначалу она состояла только из 4Е – без учета «эмоциональности», поскольку в самой концепции строго функционального здания, оснащенного солнечными батареями и светодиодными панелями, изначально не рассматривалась необходимость эмоционального воздействия, свойственного классической архитектуре. «Условно говоря, вместо проектирования фасада в классическом смысле - как это делал, например, Жолтовский – мы представили себя в роли архитектора-бота, который действует по совершенно другим алгоритмам. Это близко к конструктивизму, который тоже сильно алгоритмизирован, в отличие от традиционной классической архитектуры, где все строится «от автора», - рассказал Борис Бернаскони. При этом он отметил, что именно бюро BERNASCONI в 2010 году начало экспериментировать с алгоритмами бот-архитектуры, за которой, уверен Бернаскони, - будущее. «Кстати, «Гиперкуб» - это и есть универсальное или, как я называю его – «бессмертное» здание, поскольку оно может бесконечно менять свою функцию, если правильно его программировать в течение жизненного цикла», - сказал Борис Бернаскони. Сама по себе формула «5Е», утверждает архитектор, также подобие трансформера, поскольку она открыта для развития и к ней можно добавлять другие английские понятия на «е», соответствующие русским словам на «э». «Я бы еще добавил к этой пятерке эмпатию. Эмпатия подразумевает способность к состраданию и восприимчивости тех или иных эмоциональных элементов», - сказал Борис Бернаскони. При этом он подчеркнул, что это - самая глубокая часть формулы архитектуры, которая будет получать все возрастающее значение в будущем. Полная трансляция интервью Бориса Бернаскони доступна на портале «100+ Forum Russia».