Ежегодная культурная акция «Ночь музеев» пройдет в онлайн-формате — музеи закрыты с середины марта. В принципе, можно «отправиться» в любой музей на планете, который участвует во всемирной акции. Но если хотите «пойти» в московский, тут более 20 трансляций и 300 онлайн-туров. В Третьяковке столкнут любителей русского искусства в онлайн-игре. Для участия команда от двух до десяти человек должна подать заявку. Играть можно в Zoom, Skype, WhatsApp или Telegram. Политех назвал акцию «Ночь (не) в музее». Да и не совсем ночь: с полудня 16 мая в его соцсетях можно совершить виртуальное путешествие по музеям от Калининграда до Владивостока, в том числе по труднодоступным музеям Находки и Норильска. В процессе будут собирать пожертвования в пользу культурных институций. Нечто подобное — марафон видеоисторий «Ночь музейных путешествий» — пройдет и в Музее Москвы. Будут участвовать 28 музеев, как российских, так и зарубежных, рассказывает пиар-директор Музея Москвы Никита Сотников. — Главной темой становится музейная тайна. Директора, кураторы, экскурсоводы рассказывают о самых таинственных и загадочных предметах из своей коллекции. — Для вас это все-таки нагрузка для музея, а для посетителей это, может, несравнимо с очным форматом? — Не буду говорить, лучше или хуже, это по-другому. Мы всегда считали, что музей не должен ограничиваться только офлайн форматом, он, конечно, же, должен иметь свое представительство в диджитал-сфере. — Нет опасений, что мероприятие может потеряться среди других онлайн-активностей? — Мы точно уловили повестку в музейном мире. Мы поняли, что нам нужно начинать справляться с одним из этих вызовов, дать возможность людям посмотреть, что из себя представляет коллекция музея, на примере как минимум одной загадочной истории. Музеи не закрыты для них полностью. Правда, все они несут колоссальные потери, и вряд ли ситуацию спасет ежегодная акция, которая изначально задумывалась как бесплатная. К примеру, у Пушкинского музея, по данным РБК, сейчас ежедневные убытки — 2 млн рублей. До конца года там не планируют менять ценовую политику или отменять льготы. В ночь в Пушкинском музее художник Дмитрий Гутов будет блуждать по главному зданию и в артистической манере комментировать знакомые и неприметные экспонаты. Музей русского импрессионизма, основанный Борисом Минцем, в девять вечера совместно с театром «Балет Москва» представит онлайн-лабораторию о художниках, которые в разные периоды жизни оказались мигрантами. Коровин, Виноградов, Тархов, Анненков (его выставка сейчас находится в музее и закрыта для публики уже два месяца). Пока экскурсоводы будут рассказывать о судьбах мастеров, балет представит танцевальные ассоциации с работами из их наследия. Когда акция проходила в обычном режиме, мероприятия Музея русского импрессионизма собирали более 2 тысяч человек за ночь. В новых условиях прогнозов не строят, говорит директор музея Юлия Петрова. Юлия Петрова директор Музея русского импрессионизма «Ночь музеев» — это наш, по сути, главный профессиональный праздник. Только благодаря нашим партнерам, которые бескорыстно вызвались поддержать музей и снять эту онлайн-лабораторию на том условии, чтобы одновременно в кадре не было небезопасного скопления людей из разных точек, и свести этот прямой эфир воедино… Про монетизацию здесь я бы говорить не стала, но совершенно точно за последние два месяца мы заметили прирост наших подписчиков. Конечно, нам бы хотелось, чтобы после окончания самоизоляции эти новые наши друзья пришли в музей и полюбили его офлайн, а не только онлайн». Если говорить про культурную столицу, свои онлайн-программы в том числе подготовили Русский музей и Эрмитаж. Последний, по данным на конец апреля, потерял за время самоизоляции половину своего годового бюджета. Согласно отчету за 2018 год, поступления составили более 5 млрд рублей, из которых 2 млрд 600 млн рублей — субсидии, а еще 2,5 млрд рублей — доход от собственной деятельности. Музеи с 18 апреля входят в список наиболее пострадавших от коронавируса отраслей. Спустя два дня глава Минкульта Ольга Любимова заявила: министерство рассчитывает возместить убытки, которые понесли крупные музеи, в течение трех месяцев.