Крутится "Мелодия": крупнейшей в стране звукозаписывающей фирме исполнилось 65 лет

11 мая 1964 года была основана фирма звукозаписи «Мелодия». Все, кто жил в СССР, согласятся — для людей Страны Советов она была символом эпохи: у каждого в доме были пластинки, выпущенные «Мелодией». О восхождении звезды мира звукозаписи и ее закате вспоминает историк культуры Андрей Бурлака. Фирма «Мелодия» объединила под своим именем все мелкие разрозненные компании, которые занимались производством звукозаписи и ее распространением, рассказывает Андрей Бурлака. — В те годы вариантов послушать музыку было немного, — говорит эксперт. — Были только грампластинки, и только многими годами позднее к ним добавились кассеты, а потом и компакт-диски. Интересно, что незадолго до открытия «Мелодии», 4 апреля 1964 года, хитом номер один во всем мире стала песня «Битлз» Can’t Buy Me Love. — Случайно или неслучайно такое совпадение? Возможно, что советская власть, которая очень внимательно следила за тем, чем живет и что слушает народ, имела в виду, что надо каким-то образом взять этот сегмент общественной жизни под контроль, — предполагает Бурлака. За те годы, что фирма «Мелодия» просуществовала в своем классическом виде (а это с 1964 до конца 1980-х — начала 1990-х годов), она достигла многого. Во-первых, это была единственная в стране легальная и официальная организация, которая могла себе позволить выпускать пластинки: записаться-то можно было и дома (так делали барды, поэты, рок-музыканты), но издать запись без «Мелодии» было невозможно. — Фирма была идеологизирована до крайности. Это, к счастью, не касалось классической музыки: даже если классические музыканты были в чем-то не согласны с тогдашним курсом страны, это не мешало «Мелодии» их записывать. Другой вопрос в том, что получали они за это очень немного. Даже музыканты официальных советских оркестров за день работы в студии зарабатывали около 7 рублей. Небольшие деньги, в то время как фирма продавала их пластинки большими тиражами, — отмечает эксперт. Сложность была еще и в том, что, поскольку фирма была объединенная, все ее части (10 студий звукозаписи и 8 заводов по производству грампластинок были разбросаны по всей стране. — «МВ») не очень хорошо между собой контактировали. — Когда я пришел работать на «Мелодию», не мог найти архива, — вспоминает Андрей Бурлака. — Чтобы получить пластинку, которую я сам же запустил в производство, приходилось идти в магазин, выстаивать там очередь и за свои деньги покупать. Но уникальность «Мелодии» в том, что она единственная давала возможностью музыканту общаться с миром слушателей. Если она не выпустит пластинку, то его никто не услышит. Даже в социалистических странах было несколько звукозаписывающих компаний. И они, так или иначе, имели определенную свободу. Разумеется, сегодня в таком жестком идеологизированном формате «Мелодия» не могла бы состояться. Но то, что было создано фирмой за время ее существования — это бесценный архив и достояние государства. Даже народа. В 1990-е руководство «Мелодии» спохватилось, поняв, что надо меняться, отвечая новым веяниям, но поздновато. К тому времени уже не было такой острой необходимости в ее существовании. Стали появляться независимые компании, другие способы распространения музыкальной информации. И империя старой «Мелодии» рухнула. Кстати, в архиве «Мелодии» 239 тысяч носителей, на них около миллиона записей. Фонотеку составляют академическая музыка, эстрада, джаз, записи литературных произведений и речи исторических личностей. Немногие знают, но фирма «Мелодия» продолжает работу и сегодня. По словам генерального директора АО «Фирма «Мелодия» Андрея Кричевского, 70 процентов нынешнего тиража уходит за границу. Сегодня «Мелодия» специализируется на выпуске CD-дисков с записями академической музыки. Топ-10 пластинок СССР — Владимир Высоцкий. Баллады и песни (1978) — Дюк Эллингтон встречается с Коулменом Хокинсом (1978) — Алла Пугачева. Зеркало души (1978) — Луи Армстронг. Какой удивительный мир (1978) — Zodiac. Disco Alliance (1980) — Адриано Челентано. Сборник (1982) — Тото Кутуньо. Сборник (1985) — Браво. Браво (1987) — Аквариум. Радио Африка (1988) — Наутилус Помпилиус. Князь тишины (1988) Особой популярностью пользовались детские сказки. Каждый советский ребенок слушал «Бременских музыкантов», «Приключения Пифа», «Алису в стране чудес» и многие другие. Читайте также: Певица Елка рассказала о своей нелегальной работе

Крутится "Мелодия": крупнейшей в стране звукозаписывающей фирме исполнилось 65 лет
© Вечерняя Москва