Войти в почту

Лариса Рейснер: в ее честь Пастернак назвал свою героиню

Лариса Михайловна Рейснер появилась на свет 13 мая (по новому стилю) 1895 года в Люблине в семье юриста, профессора права Михаила Андреевича Рейснера. Подобно многим женщинам, Лариса "подправила" немного свою дату рождения. Но, в отличие от этих женщин, внесла коррективы не в год – что было бы понятно, - а в день. Что интригует. Лариса Рейснер по документам родилась 1 мая 1895 года (по юлианскому стилю, принятому в Российской империи, к которой относился тогда польский Люблин), но биографы утверждают, что она пришла в этот мир в ночь 2 мая того же года. Зачем понадобилась мистификация "шагом" в один день? По одной версии, пламенная революционерка хотела родиться в Международный день солидарности трудящихся. По другой – происходившая из немецкой семьи девушка апеллировала к языческому празднику Вальпургиевой ночи, чтимому в Германии (ночь с 30 апреля на 1 мая). Это выглядит правдоподобно: в Ларисе Рейснер, безусловно, было что-то демоническое. Фото: stuki-druki.com Одного не учла демоническая женщина: перевода календаря на грегорианский стиль, который сделал ее день рождения в ХХ веке 13-м мая. Возможно, она несчастливого числа и не боялась. Но внезапно умерла в 30 лет от брюшного тифа, от которого вылечились ее мать и брат. Современники сочли эту смерть оскорбительной и даже глупой для такой яркой особы. С 1905 года семья Ларисы Рейснер жила в Петербурге. Рейснеры принадлежали к тем кругам интеллигенции, которым прекрасно жилось при царе, но они исповедовали идеи социал-демократии и грезили замыслами улучшения этого мира. Правовед Михаил Рейснер был знаком с Августом Бебелем, Карлом Либкнехтом и Владимиром Ульяновым-Лениным, который был хоть и неважным, но тоже юристом. Считается, что именно политические взгляды отца и брата определили интересы и мировоззрение ребенка. Более того! В 1915-1916 годах Лариса Рейснер с папой на пару выпускали литературный журнал "Рудин" с целью "клеймить бичом сатиры, карикатуры и памфлета все безобразие русской жизни". Юная Лариса была редактором издания. Несмотря на молодость, она уже имела опыт успешной публикации: в 1913 году её героическая пьеса "Атлантида" вышла в альманахе "Шиповник". В семейный журнал "Рудин" девушка ставила свои стихи и фельетоны, обличавшие современную ей интеллигенцию. Она подбирала материалы по критике "оборончества" в Первую мировую, не стеснялась нападать на марксиста старшего поколения Георгия Плеханова как на оппортуниста. В качестве редактора "Рудина" Рейснер старалась открыть дорогу молодым: приглашала к сотрудничеству участников университетского "Кружка поэтов", в который вместе с ней входили Осип Мандельштам, Всеволод Рождественский, а также ряд талантливых художников. На эту же пору приходится бурный роман Ларисы с поэтом Николаем Гумилевым. Он, правда, не печатался в "Рудине", зато попал в Ларисин "Автобиографический роман". Но потом Гумилев ушел на фронт, а вернувшись, связал судьбу с Анной Энгельгардт. Фото: just-lady-me.ru В мае 1916 года революционный журнал испустил дух по причине недостатка средств, состоявшись в количестве 8 номеров. Лариса Рейснер начинала учиться в Психоневрологическом институте, где преподавал её отец. Но учебное заведение она не окончила: "журналистика ее захлестнула", как будет сказано намного позже в гениальном советском фильме. "Похоронив" "Рудина", Лариса не растерялась: в том же году она уже числилась сотрудницей интернационалистского журнала "Летопись" и газеты Максима Горького "Новая жизнь". В 1917 году Рейснер участвовала в деятельности комиссии по делам искусств исполкома Советов рабочих и крестьянских депутатов и некоторое время продолжала работу в этом направлении после Октября, в частности, состояла в Специальной комиссии по учету и охране Эрмитажа и музеев Петрограда. Также Рейснер состояла секретарём наркомпроса Анатолия Луначарского. В 1918 году Лариса Рейснер вступила в ВКП(б) и стала строить уникальную для женщины даже в ту эпоху карьеру военного политика, проще говоря, комиссара. Она была комиссаром нескольких боевых подразделений, в составе которых принимала участие в настоящих военных столкновениях и разведывательных операциях. Лев Троцкий в воспоминаниях описал один эпизод приключений Рейснер под Казанью: когда татарскую столицу захватили белые, она переоделась крестьянкой и пошла туда на разведку, но ее рассекретили, схватили, отвели в штаб врага, где допрос вел почему-то японский офицер. В перерыве в допросе Лариса Рейснер выскользнула через плохо охранявшуюся дверь и убежала. После этого ей очень понравилось работать в разведке. Лариса Рейснер в компании с Троцким. Фото: just-lady-me.ru В декабре 1918 года женщину сделали комиссаром Генерального штаба Военно-Морского флота РСФСР. Наркомвоенмор Лев Троцкий назначил Ларису Рейснер комиссаром Морского Генерального штаба. В этом звании в течение целого года (лето 1919 – лето 1920) Рейснер участвовала в боевых действиях Волжско-Каспийской флотилии. Затем она стала сотрудницей Политуправления Балтийского флота. Командующий Волжской военной флотилией Фёдор Раскольников стал мужем Ларисы. Чета революционеров жила в голодающей Москве шикарно, на широкую ногу и сытно. Потому большинство сохранившихся фотографий Ларисы Рейснер – в роскошных для того времени туалетах. Поговаривали, она не брезговала надевать экспроприированные наряды всяких "бывших" дам. С Раскольниковым Рейснер, привыкшая менять мужчин как перчатки, рассталась в начале 1921 году, будучи в Афганистане в составе советской дипломатической миссии, которую ее супруг и возглавлял. Лариса Михайловна бросила Раскольникова ради журналиста Карла Радека, к которому уехала в Москву. В краткие передышки между воинскими рейдами комиссар Рейснер, оказываясь в Петрограде, тут же окуналась в литературную среду, сотрудничала с петроградским Союзом поэтов, свела знакомство с Александром Блоком, которому жить немного оставалось. Художники рисовали ее портреты. Прямо говоря, женщина она была эффектная. Портрет Рейснер. Фото: 24smi.org Вместе с Радеком Рейснер в 1923 году посетила Германию как корреспондент "Красной звезды" и "Известий". Лариса Рейснер стала свидетелем Гамбургского восстания и написала книгу "Гамбург на баррикадах", а также два цикла её очерков — "Берлин в 1923 году" и "В стране Гинденбурга". Радека она тоже бросила. После Германии женщина-комиссар уехала на Донбасс, где написала книгу "Уголь, железо и живые люди", а также пережила роман с одним крупным тамошним партийным деятелем. Лариса Михайловна вернулась в Москву, где написала свое последнее масштабное произведение "Портреты декабристов" (в 1925 году) и умерла 9 февраля 1926 года. Говорили – от тифа, вызванного выпитым стаканом молока. Говорили – истощенный организм не выдержал болезни. Ларису лечили в кремлевской больнице, но безуспешно. При ней дежурила её мать, которая покончила с собой сразу же после смерти дочери. Фото: stuki-druki.com Соратники оставили несколько патетических портретов-некрологов Ларисы Рейснер. Лев Троцкий, явно не лишенный литературного дара, сказал, пожалуй, возвышеннее всех: "Ослепив многих, эта прекрасная молодая женщина пронеслась горячим метеором на фоне революции". Он же похвалил писательский талант Ларисы Рейснер, отметив высокий уровень ее мемуаров "Моя жизнь", очерков о Гражданской войне, об уральской промышленности, о восстании рабочих в Руре. По мнению Троцкого, Рейснер была первоклассной писательницей – но он высказался лишь о трудах, в которых она воспевала достижения новой власти. Кстати, попытки обаять Льва Давыдовича молва Ларисе Рейснер тоже приписывала. Но вроде бы он устоял. Большинство писчего наследия Ларисы Рейснер составляли революционные и социалистические очерки. До войны и революции она писала не только стихи, но и литературоведческие труды: "Женские типы Шекспира" (под псевдонимом Лео Ринус), "Рильке" и др. А стихи Ларисы были весьма специфическими, хотя безусловно талантливыми: Песня красных кровяных шариков (неужели в одухотворении клеток сказалось незавершенное медицинское образование? - Е.С.) Мы принесли, кровеносные пчелы, Из потаенных глубин На розоватый простор альвеолы Жаждущих соков рубин. Вечно гонимый ударом предсердий, Наш беззаботный народ Из океана вдыхаемой тверди Солнечный пьет кислород. Но, как посол торопливый и стойкий, Радости долгой лишен — Мы убегаем на пурпурной тройке, Алый надев капюшон. Там, где устали работать волокна, Наш окрыленный прыжок Бросит, как ветер в открытые окна, Свой исступленный ожог. Кадр из фильма "Оптимистическая трагедия". Фото: noodlemagazine.com Лариса Рейснер похоронена на "артистическом" Ваганьковском кладбище". Но в искусстве она жива навеки. Во-первых, с нее фактически списана женщина-комиссар из пьесы Всеволода Вишневского "Оптимистическая трагедия", перенесшего множество инсценировок и экранизацию. Во-вторых, в ее честь назвал главную героиню "Доктора Живаго" Ларой Борис Пастернак. Доподлинно неизвестно, был ли между ними роман, но Пастернак считал Рейснер воплощённым обаянием. Писатель, автор книги "Литературные портреты" Исаак Крамов написал о жизни Ларисы Рейснер труд "Утренний ветер" еще в советскую пору. В новое время Ларисе Рейснер уделила главу в книге "Кремлевские жены" ее тезка Лариса Васильева. Борис Акунин не смог обойтись без образа "валькирии революции" Ларисы Рейснер в своем историко-философском романе "Другой путь". Роман Ларисы Рейснер с литературой и революцией продолжается спустя почти век после ее смерти.

Лариса Рейснер: в ее честь Пастернак назвал свою героиню
© Ревизор.ru