Войти в почту

Как в омском тылу ковалась Победа: за день на болотистой земле построили железнодорожную ветку

В годы Великой Отечественной войны в наш город было передислоцировано более 100 промышленных предприятий. Летопись 1941-1945 годов - это не только рассказ о героях, совершавших подвиги или городах, через которые пролегала линия фронта, но и о тружениках тыла, жертвовавших собой, терпящих голод и трудящихся ради победы. Перед войной Омская область носила статус аграрного региона. Технологический скачок произошел в годы войны за счёт эвакуированных предприятий, первые эшелоны которых город начал принимать уже летом 1941 года. За годы войны доля обрабатывающей промышленности выросла с 37 до 80 %. Единственным в стране предприятием, которое производило автопокрышки для фронта и тыла, был Омский шинный завод. В годы войны наш город стал крупнейшим в западной Сибири промышленным и сельскохозяйственным центром, производившим почти все виды техники и боеприпасов для фронта. Не делали разве что топливо для самолётов, так как решение о строительстве в Сибири первого нефтеперерабатывающего завода было принято только в 1949 году. В целом за годы войны в Омск прибыло более 100 предприятий. Например, омский авиационный завод № 166 принял под своё крыло производства из Москвы и Кирмы. И уже 24 июля 1941 года здесь начали выпускать высотный бомбардировщик главного конструктора Владимира Михайловича Мясищева. Передислокация предприятий - ярчайший пример сплочённости жителей нашего города. Для перевозки Запорожского мотостроительного завода имени Баранова всего за день на болотистой местности была проложена ветка железной дороги для доставки шести эшелонов с оборудованием. За годы войны завод имени Баранова выпустил более 15 000 моторов для фронтовой авиации; омский радиозавод - более 8000 радиостанций для танков и самолётов; танковый завод - почти 7000 танков Т-34. Почти 75 % малогабаритных переносных электроизмерительных приборов и 100 % электрических аппаратов для торпед и морских мин делал "Электроточприбор". Сибирь давала четверть общесоюзной продукции зерна и животноводства. За годы войны колхозы и совхозы Омской области сдали более 122 000 000 пудов хлеба, почти 7 000 000 пудов мяса. Омичи сдали на фронт 254 232 000 рублей. Деньги шли на разные нужды. В целом на средства жителей Омской области было построено 4 паровоза, 7 бронепоездов, 3 поезда-бани из 33 вагонов, 5 дивизионных артиллерийских мастерских и многое другое. Первый Герой социалистического труда в Омске работал на железной дороге, и звали его Николай Фёдорович Поляков. Всего за годы существования звания Героя соцтруда его получило 138 человек из Омска и Омской области. В Омской области доля работающих женщин была выше, чем в среднем по стране. Ещё больше интересных фактов о том, как жил Омск в военные годы, можно узнать из архивного выпуска программы "Удивительное рядом. Омская версия" (12+), выходившей на телеканале "Продвижение". Ранее мы писали об истории омских улиц, медицины, музыки, спорте, свадебных дореволюционных традициях сибиряков и уникальных экспонатах музея им. Врубеля.

Как в омском тылу ковалась Победа: за день на болотистой земле построили железнодорожную ветку
© Омск Здесь