«Требовалась огромная сила»: как мантуровские фанерщицы трудились во время войны
На комбинате «Свеза» в Мантурове вспомнили подвиги фанерщиков в годы Великой Отечественной войны, узнал KOSTROMA.TODAY. Война оставила неизгладимый след в жизни каждого жителя Мантурова. По последним данным, на фронтах Великой Отечественной войны в боях за Родину сражались не менее 800 работников Мантуровского фанерного завода №9. 164 человека погибли. Около 560 были награждены орденами и медалями. Среди них три Героя Советского Союза и один полный кавалер ордена Славы. В преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне на комбинате вспоминают боевые и трудовые подвиги заводчан в годы войны. Сразу после начала войны на Мантуровском фанерном заводе была объявлена мобилизация. Уклад жизни был быстро перестроен на военных условиях. Основным продуктом в годы войны стала авиационная фанера. Помимо нее, завод выпустил за годы войны тысячи пар артиллерийских лыж, корпуса для мин, спичечные пластины, обувные подошвы и даже макеты боевых самолетов для ложных аэродромов. Летом 1941 года абсолютное большинство мужчин отправили на фронт. Иван Михайлов, работавший в военные годы директором мантуровского фанерного завода, впоследствии вспоминал: «На плечи женщин-работниц в то время ложилось выполнение и особо тяжелых видов работ, таких как погрузка фанеры в вагоны, выгрузка березового сырья. Эти работы производились вручную и требовали огромной физической силы, выносливости и напряжения. Если учесть, что очень часто на погрузку и разгрузку вагонов работницы выходили после своей основной 12-часовой смены на производстве, то людям, не пережившим те времена и не видевшим это своими глазами, трудно себе представить, как женщины могли выполнять такую работу и выдерживать ни с чем не сравнимую физическую нагрузку. Это было поистине проявление невиданного патриотизма и преданности Родине. Все это сочеталось с общенародным желанием и стремлением во что бы то ни стало разгромить врага». Несмотря на произошедшие кадровые перемены, производительность труда на комбинате существенно не снизилась. Работники успешно справлялись с поставленными трудовыми задачами. Сохранившиеся архивные данные свидетельствуют о регулярных эпизодах выполнения плановых заданий на 200 и даже 300 процентов. Сотрудники находились на работе по 2-3 смены подряд. Документально зафиксирован случай, когда токарь механического цеха М. Грачев отработал подряд 48 часов. Из воспоминаний Валентины Ивановны Малышевой, бригадира мантуровского фанерного завода в годы войны: «По 12 часов у станка отстоишь, а если заказ срочный – и все 24 часа. Бывало главному инженеру скажем, чтобы принес хоть маленько поесть. Он принесет немного картошки и хлеба; поедим и дальше – клеить… Переработку тогда никто не считал. На работающего давали 400 г хлеба, на иждивенца – 200 г. Казеином перебивались. Бегали к клееварам – дадут стаканчик, мама помесит на муке. Глядишь – лепешки получились. А кладовщик даст олифы – и лепешки получились уже как на масле» (С целью предотвращения подобного руководство завода приказывало смешивать олифу со скипидаром). Помимо трудовых подвигов, рабочие мантуровского комбината по своей инициативе производили добровольный сбор средств в Фонд обороны. Для нужд Красной Армии и на изготовление боевого самолета только в 1943 году собрали по 10 тысяч рублей. Кроме того, в этом же году завод перечислил на нужды беспризорных детей свой дневной заработок – 15 тысяч рублей. За успехи в выполнении производственных заданий за период Великой Отечественной войны Мантуровский фанерный завод 14 раз награждался переходящими Красными Знаменами, в т.ч. в апреле 1943 г. за победу во Всесоюзном социалистическом соревновании комбинат был удостоен переходящим Красным Знаменем Государственного комитета обороны СССР. *Материал подготовлен на основе исторического очерка краеведа Сергея Торопова ««Свеза Мантурово»: от истоков до современности. 1915-2015». [1] С целью предотвращения подобного руководство завода приказывало смешивать олифу со скипидаром.