Войти в почту

Страницы Великой Победы

От коронавирусной инфекции закашляли и зачихали многие отрасли российской экономики. Понятно, что в условиях карантина сильно пострадали туристический бизнес и транспорт. Но в тяжелой форме переносят инфекцию не только они – очень болезненной она оказалась также для книгоиздания и всех с ними связанных смежников – от типографий до книжных магазинов. Именно в бумажной, так сказать, классической своей форме книгу лихорадит больше всего. Продажи упали более чем на половину, а вовремя карантина, по сути дела, до нуля. В этой ситуации издатели и литераторы ищут выход, в середине апреля они даже обратились к правительству РФ за помощью. В конце концов, писатели в России всегда были больше, чем писатели, а книга больше, чем книга. Информации о том, как и чем предполагается спасать «наше все» в печатном выражении, пока нет. Поэтому мы решили обратиться к одному из издательств - «Директ-Медиа», специализирующихся на выпуске научной и научно-популярной литературы. Тем более для этого был прекрасный повод – выход в канун 75-летия Великой Победы книги «Великая Отечественная война: месяц за месяцем». Она составлена из статей в разное время выходивших в «СП». Но начали мы наш разговор с генеральным директором Константином Костюком, понятно, отнюдь не с этой предпраздничной темы, а с того, что более всего волнует сейчас всех – и писателей, и читателей. «СП»: - Книжной отрасли сейчас, мягко говоря, непросто, издатели даже с воззванием обратились. Как спасается ваше издательство от последствий коронавируса? - Наше издательство начиналось как электронное издательство, еще в 2002 году. Сейчас мы работаем также с печатным форматом, но основой все равно является электронный формат. Поэтому мы не боимся кризиса. Сегодня пришло время цифровых форматов, в том числе и для книги. Профессионалы называют эту концепцию born digital – т.е. выход в свет книги сначала в цифровом формате, затем уже в печатном. Многим издательством поневоле пришлось перейти на эту модель, не терять же время? У нас давно именно так и работает. Не скажу, что цифровое книгоиздание очень прибыльное дело. Люди не привыкли относиться к книге как тексту на экране. Электронные книги не заменили печатные и даже не вступили с ними в конкуренцию. Для меня важна сама книга, а в каком уже виде она увидит свет и будет прочитана – решать читателю. Хуже, если книга вообще будет терять читателя, что и происходит. Одним из последствий карантина будет привычка к экранному формату. Аудиовизуальный формат легче ложится на психику человека, а вот чтение – это весьма абстрактный процесс, требующий душевных усилий и концентрации. Думаю, что книга постепенно уйдет из сферы массового потребления, массовых развлечений. Станет эксклюзивным, в чем-то элитарным источником информации. «СП»: - То есть вы считаете, что обычные книжные издательства должны ждать после коронавируса снижения спроса и банкротств? - В определенной степени да. Здесь ключевым является не кризис, а развитие «цифрового человека», человека, живущего и работающего в цифровой среде. Он уже окружил себя цифровыми источниками информации, но ему еще требуется время, чтобы привыкнуть получать с экрана то, что он раньше получал иным способом. Конечно, всегда будет запрос на то, чтобы «отдохнуть от экрана». Например, ходить на концерты и в театр - «вдохнуть настоящей жизни». Но книга – это информационная область. Бумажный формат не даст такого «отдохновения». И нам всем даже важно, чтобы книга смогла «поселиться» на экране, вместо того, чтобы уходить из нашей жизни. Если кризис позволит хоть частично привыкнуть к электронной книге, это будет для издательств лучше. А так, продолжится существующий несколько лет спад – снижение тиражей, как следствие – повышение цены, как следствие – сокращение рынка. При этом ведь книжный бизнес не получил никакой государственной поддержки. Он очень гибкий, адаптируется, переключится на другое. Это же сплошь малое предпринимательство. Рассыплется, никто не заметит потери бойца. «СП»: - То, что вы говорите, относится ко всем жанрам литературы? В прошлом году вы провели конкурс научных монографий, хотя этот жанр не очень популярен, его не жалуют кураторы отечественной науки. Он не несет коммерческой ценности. Поддержка монографий – осознанная политика издательства? - Как я уже сказал, о литературе как массовом явлении и потреблении, придется забыть. Но книге уготована долгая, если не вечная жизнь. Она, как и прежде, будет нести знания – то есть сконцентрированные, продуманные концепции. Как и любое знание, оно нужно не всем, и не все нуждаются в глубоком знании. Книга будет привыкать и вживаться в малотиражный формат. Монография – отлично в него вписывается. Она очень нужна для науки, для переноса знаний. Но нужна немногим. Поэтому издательства за нее берутся неохотно. Мы научились работать с таким некоммерческим форматом именно благодаря цифровому книгопечатанию. В цифровом виде книга значительно дешевле, а если нужен печатный вариант, то мы его издаем по заказу. «СП»: - А какие еще книги и жанры вы издаете? - В таком же примерно состоянии находятся университетские учебники – дисциплин много, а учащихся по каждой дисциплине – мало. В художественной литературе небольшие тиражи у мемуаров и биографической литературы, у научно-популярной литературы. Весь сегмент нон-фикшн, который переживает сегодня расцвет, - это книги разнообразных узких тематик, которые всегда находятся в поиске своего читателя. Ценность и глубина книги не измеряются тиражом, поэтому от нее не убудет, если она станет некоммерческой. Мы также любим исторический жанр – потому что здесь, как и в мемуарах, находит выражение память человечества. Чем более разнообразно будет осмысляться и дискутироваться история, тем интереснее будет наша настоящая жизнь. «СП»: - Кстати, об истории. Несмотря ни на что, приближается День Победы. Буквально накануне этого великого праздника у вас вышла книга в рамках совместной акции. Так что не можем, конечно, не спросить вас, как издателя, как вам идея рассмотреть особенности каждого военного месяца? - Очень востребованная временем идея. У меня самого всегда вызывала интерес динамика войны. Почему мы так быстро отступали, так медленно набирали темп наступления? Каков сценарий войны, каков он был в замысле, и как вышло на деле? Это все очень современные вопросы. Ведь мы всегда относимся к войне через призму очень большого спектра ценностей: жертва народа, отношение к режиму, наше отношение к своим отцам, табу, от которых мы не можем отказаться. Все эти параметры постоянно меняются, поэтому историю приходится постоянно пересматривать, даже если мы не ставим это своей целью. Ведь мы становимся другими. Есть проекты, которые отслеживают разные вещи – подвиг героев, положение на фронтах. В концепции «месяц к месяцу» мы выделили сценарий протекания войны – и это, мне кажется, очень современно. Это лучше помогает держать образ Великой Отечественной войны как целого. К книге добавлен интерактивный сервис, показывающий движение линии фронта – интересная технологическая изюминка! «СП»: - Эта книга стала, насколько мы знаем, частью серии «Страницы Великой Победы». В ней вышли и другие труды. Чем они интересны? Вам кто-то оказывал содействие в рамках этого проекта? - Да, это достаточно сложная серия, собранная из разных кирпичиков. Мне кажется, общей идеей серии было – уловить ритм победы. Еще две книги имеют схожий посыл: одна собрала все передовицы «Красной звезды» за время войны, другая – сообщения из иностранной прессы, публиковавшиеся в СССР в дни сражений. Я считаю, это очень важная страница памяти – ведь каждый знает, как тяжело выстоять, если ты один. Уверен, наш народ ощущал поддержку всего человечества, и не только в виде материальной помощи по ленд-лизу, не только при открытии второго фронта союзников, но и моральную поддержку всех антифашистских сил. Нам тоже оказывали помощь в этом проекте «силы добра». В частности, «Свободная пресса», а также информационное агентство «Армия России», которое предоставило фронтовые фотографии. «СП»: - Но вернемся в наше время. Сейчас, несмотря на все форс-мажорные обстоятельства, все смотрят в будущее, прежде всего связанные с цифровыми технологиями, какие футуристические/перспективные Digital-проекты предлагаете вы? - Мы не просто издательство, пусть даже электронное. Мы – IТ-компания, которая создает информационную среду книги. Среди наших проектов – электронно-библиотечные системы для высшего, среднего образования, для библиотек. ЭБС «Университетская библиотека онлайн», «Библиошкола» и др. Книга должна перестать быть предметом, она станет информационным потоком, сопровождающим нашу жизнь. Прежде всего, в аспекте образования, в целях постоянного повышения квалификации. Платформы, которые мы разрабатываем, призваны оживить печатное слово, превратить его в знания, в руководство к действию и практике. Один из проектов – разработка платформы, помогающей студентам формировать индивидуальные образовательные стратегии. Мы приглашаем на эту платформу университеты и работодателей. Студент знакомится ближе с требованиями той компании, в которой он хотел бы работать. И получает возможность формировать необходимые компетенции, проходить необходимые курсы, сдавать нужные экзамены. Это уже не только цифровизация книги, но книга здесь тоже найдет свое место. Ведь без нее не может происходить образования, особенно, самообразования. Читать нам приходится больше и больше. И пусть так и будет! Новости литературы: Русский социализм как абсолютное мировое зло

Страницы Великой Победы
© Свободная пресса