Людвиг Уланд. Последний романтик немецких земель
Неудивительно, что нежнейшие свои ноты лучшие композиторы века, отдавали ему. Григ, Шуман,Сен-Санс, Лист. Они были искренно пленены воздушностью, прихотливостью этой поэзии. А, главное, Уланд воспел меньшего, обиженного своего брата — швабского крестьянина. При этом, увы, — он стихотворец заката величайшей поэтической эпохи. Фото: versiya.info Людвиг Уланд родился в уютном Тюбингене 26-го апреля 1787-го года. Отец, Иоанн Фридрих Уланд и мать, Элизабет Гофер, могли не беспокоиться об образовании сына. Дед по отцовской линии, Людвиг Йозеф Уланд был известным на всю Европу, историком, богословом, заслуженным и почётным профессором Тюбингенского университета. А сам Иоанн Фридрих, этого университета, ответственным секретарём. Богатая родня матери дополняла картину истинного благополучия в начале пути потомственного " профессорского сынка ". Фото: tripadvisor.ru По настоянию отца, после бюргерской домашней дани общеобразовательным наукам, он поступает на юридический факультет в 1801-ом году. Иначе и быть не могло, ибо адвокатская карьера, особенно в патриархально - консервативных кругах образованной элиты, дело солидное и доходное. По некоторым данным, он провёл в университетских стенах почти восемь лет, зато получил удачную адвокатскую практику в Штутгарте, где и трудился с 1812-го по 1814-й год. Фото: photogoroda.com Первая публикация его стихов - 1806-й год, первый поэтический сборник - 1815 год. Возможно, успех после удачного дебюта послужил причиной его прощания с систематической адвокатской деятельностью. Вдобавок, он усиленно занимается научными историческими и литературоведческими изысканиями. В силу темперамента, молодого Уланда хватает ещё и на участие в политических баталиях. Он то страстно " депутатствовал " в работе Вюртембергского ландтага, то выходил из парламентских баталий по идейным причинам несогласия с " большинством ". Исповедовал последовательно позицию консерватора- националиста, что для провинциальной Швабии начала бурного 19-го века было патриотично, но рискованно и не модно. Однако, что для романтического поэта, странно, он преуспел на общественно-политическом поприще. Фото: twitter.com В парламенте он принадлежал к крылу демократической оппозиции. Из всех этих противоречивых устремлений молодого разностороннего дарования выплывает странный вывод — а не был ли пылкий интеллектуал Уланд рядовым карьеристом и ловким политиканом? Нет! И ещё раз нет! Рассматривая вообще романтизм, столь глубокое и противоречивое явление, выплеснувшееся за любые литературные края, можно сказать, что этот швабский соловей был вполне логичной вершиной романтической поэзии времён перелома двух, столь различных, веков. За его внешним благополучным прагматизмом в судьбе и поэзии стоит сложнейший эстетический конфликт, присущий нескольким поколениям немецких романтиков. Фото: yandex.ua Он явился в немецкую большую литературу в тупиковый период разочарования. Основная идея поэтов " бури и натиска "уже устала узурпировать главную тему — конфликт "энтузиастов " и "филистеров ". Клейст покончил с собой, не вынесши роковой раздвоенности, мятущейся природы поэта в столкновении с жестокой действительностью. Новалис, полыхнув ярким метеором протестности, внезапно остановился, не зная, что, кроме протеста, дать миру. Гофман пустился в бесконечный путь по придуманным его гениальной фантазией, лабиринтам. Фото: labirint.ru Философский и эстетический кризис романтической традиции, тщательно взращённой титанами, был налицо. Требовался какой-нибудь убедительный, спасительный выход. И Людвиг Уланд нашёл его. Недаром он старательно изучал скрижали древнегерманского и старофранцузского эпоса. И вынес два направления, пригодных для собственного постромантического творчества: хорошо костюмированные, узнаваемые герои средневековья, и народные, пасторальные, но драматические мотивы национального "мужичья ". Родились баллады о победе маленького Роланда над великаном, Карл Великий за штурвалом корабля. Простая метафора о капитане Великой Империи. Королевская корона, лежащая на дне ручья, до которой никому нет дела, волшебный кубок счастья, нечаянно разбитый парафраз одной из легенд о Граале. Он облекал бродячие сюжеты в форму поэтической притчи, или героического эпоса, подобного песням скальдов. Таковы "Проклятие певца ", "Новая сказка ", При изысканности воспроизводимого исторического колорита, налицо предельно ясная форма изложения. При этом отсутствует мистический умозрительный туман. Рыцарская доблесть и религиозное смирение одинаково просто ложатся на слух, на музыку. В этом — один из секретов его популярности. Фото: gbhfn.livejournal.com Другая ипостась его поэтического предпочтения кроется в народных, крестьянских вечных темах: тяжёлый беспросветный труд, несправедливый удел низкого происхождения, и в то же время гордость честного землепашца. Здесь он отчасти сходен с Робертом Бёрнсом, и заслуженно претендует на высокое звание народного поэта. Подобно братьям Гримм, Уланд восхищается "низовым" юмором, смекалкой и ловкостью простонародного героя, чистотой и преданностью целомудренной героини- крестьянки("Жница"). Он нашёл некое равновесие, спасительное золотое сечение, спасающее от губительного романтического двоемирия. Два равнозначных по поэтической силе, карнавальных театра: возвышенный, благородно-рыцарский, и прилежный пейзанско- буколический. Чем заслужил признание, любовь и уважение сограждан. Фото: veter.academic.ru То же самое относится к Уланду — депутату парламента. Начав с восторженного принятия Французской революции, он закончил свирепой ненавистью к Наполеону. Приветствуя волнения 1848 — 49 -го годов, своевременно отстранился от фрондёрства, и ушёл в созерцательные эмпирические категории поэзии. В молодые годы собрал вокруг себя группу талантливых местных литераторов националистически настроенных, - Г. Шваб, В. Гауф, Э. Мёрике.., но со временем отстранился от их слишком бурных агрессивно "швабских" изысканий. Его биография говорит об уме, прозорливости, мощном интеллекте. И в то же время, это классический, приятно журчащий немецкий язык, ушедший от ходульных штампов и дешёвых низкопробных эффектов. Недаром его высоко ставили Гёте и Геббель. У нас, в России вдохновенно и бесконечно переводил его поэзы Жуковский. Уландом всерьёз занимались Тютчев, Вейнберг, Фет, Михайлов. Их переводы замечательное свидетельство того, насколько немецкий поздний романтик пришёлся по душе русской музе. Фото: kobo.com В 1853-ем году Уланд был награждён прусским Рыцарским орденом чести, и ...отказался его принять. Его отказ был поступком гражданина: "После крушения национальных надежд, среди которых и я плавал, те люди, с которыми я действовал вместе, обречены на потерю родины, свободы и гражданской чести, а некоторые приговорены к смертной казни". Он не был трусом, не был конформистом и соглашателем. Пусть с большим риском, но героически уклонился от грядущих Бисмарковских объятий. Может быть, в этом он видел высшую цель романтика? В честности и гражданской смелости. Вот так благополучный профессорский сынок, удачливый стихотворец ( только при жизни - более сорока переизданий его стихов), академический бумажный червь становится национальным героем. Национальным поэтом он стал сразу. Этот романтик умел не только витийствовать в парламенте, издавать научные журналы, и ловить музу за нежный локон. Фото: stuttgarter-zeitung.de Говорят, дрался на дуэли, лазал по горам, регулярно плавал в холодном Боденском озере. Он был сыном Вюртембергского королевства, при этом, последним из отцов славного немецкого ордена романтиков. Умер в родном Тюбингене 13-го ноября 1862-го года. Жизнь оказалась не только долгой, но героической и талантливой, как все его творения.