Войти в почту

Телеком на карантине. Связь есть!

В условиях карантина, когда многие предприятия перешли на удаленный режим работы, на Кубани возросла нагрузка на телекоммуникационные сети. Операторы вынуждены увеличить пропускную способность своих сетей и оптимизировать работу. В конце марта — начале апреля телеком-операторы отметили рост трафика в своих сетях. Например, в компании «Ростелеком» на юге зафиксирован 2%-ный рост нагрузки на сетевую инфраструктуру за минувший двухнедельный период. Оператор связывает это с переходом на удаленную работу большинства предприятий и самоизоляцией граждан. Директор МТС в Краснодарском крае Сергей Ласкавый рассказал о перераспределении нагрузки на сеть компании из делового центра Краснодара в спальные районы и пригороды. В частности, на треть выросло потребление в сетях фиксированной связи, а также в пригородных районах Краснодара. В мобильном интернете на 20 % увеличился трафик в мессенджерах и соцсетях. А вот голосовая связь осталась примерно на прежнем уровне. В компании «ВымпелКом» (бренд «Билайн») за последние две недели в регионах юга России отметили рост голосового и интернет-трафика в среднем на треть. На фоне этого оператор увеличил пропускную способность сети на 30 %. Цифровизация как необходимость «По сравнению с началом марта рост мобильного трафика в сети «МегаФон» в целом по России увеличился на 13–15 %. Аналогичная динамика наблюдается и в Краснодарском крае и Республике Адыгея. Это незначительные нагрузки, с которыми наша сеть успешно справляется. Международные стыки с европейскими операторами, через которые проходит трафи популярных зарубежных интернет-сервисов, тоже работают нормально, — прокомментировал ситуацию директор «МегаФона» по Краснодарскому краю и Адыгее Игорь Остатюк. — Как и в целом по стране, теперь наши абоненты больше играют в онлайне, смотрят видео, чаще звонят и используют видеосвязь. За последние три недели на 40 % выросло число клиентов, ежедневно пользующихся видеозвонками в WhatsApp. Ежедневная аудитория сервиса Zoom увеличилась в 50 раз за это же время. Из-за необходимости оставаться дома абоненты стали на 30 % меньше пользоваться картографическими сервисами и приложениями для навигации, на 60–70 % снизилась ежедневная аудитория сайтов, посвященных путешествиям. Число пользователей российского сервиса облачного гейминга LoudPlay увеличилось в 2,5 раза. Ежедневная аудитория популярного стримингового сервиса для геймеров TwitchTV растет на 10 % каждую неделю». Вынужденная и ускоренная цифровизация на фоне пандемии скорректировала тип потребления услуг и среди абонентов Tele2. Как рассказал «ДГ. Юг» директор краснодарского филиала компании Вячеслав Козин, сетевая инфраструктура Tele2 с точки зрения емкости и пропускной способности рассчитана на изменение модели трафика. Массовый переход предприятий на удаленную работу привел к общему росту нагрузки. Но тип потребления контента стабилизировался в первую нерабочую неделю (30 марта — 5 апреля) и пришел в равновесное состояние. Голосовой трафик в сети в Краснодарском крае увеличился на 10 %, интернет-трафик вырос на 14 % по сравнению с началом марта. «Самые наглядные колебания нагрузок связаны с исключительными внешними событиями. Так, в первые минуты после обращения президента РФ к народу 2 апреля мы отметили двукратный рост голосового трафика. Максимальные значения на 85 % превысили пики предыдущих дней, — прокомментировал Вячеслав Козин. — Эта тенденция наблюдалась по всей России. В целом же суточное потребление голосового трафика 2 апреля выросло на 45 % по сравнению с предыдущим днем. Таким образом, аномальные всплески активности сейчас связаны с особыми событиями, которые провоцируют единовременное массовое потребление услуг». К высокой нагрузке готовы! Чтобы обеспечить высокое качество своих услуг, операторы проводят определенную работу. Но говорить о каких-то серьезных издержках с их стороны не приходится. Как пояснили в компании «Ростелеком», все службы, которые обеспечивают функционирование сети, работают бесперебойно и в круглосуточном режиме, как это бывает в обычных, «не карантинных» условиях. Компания проводит системную работу по переводу клиентов с меди на оптику, пропускная способность которой в разы выше, а соединение — стабильнее. Кроме того, постоянно наращиваются серверные мощности. Все это позволяет стабилизировать работу сети даже в периоды экстренных нагрузок. Правда, как заявили в компании, в начале апреля наблюдалось временное уменьшение скорости при доступе к зарубежным ресурсам. Это произошло из-за возросшей нагрузки на международный сегмент магистральной сети. Но ведется работа по расширению пропускной способности европейского сегмента IP-сети компании, и в ближайшее время процесс будет завершен. Кроме того, в столь сложный период «Ростелеком» обеспечивает административным структурам в регионе связь с населением. На базе платформы виртуальной АТС и услуги «8800» в Краснодарском крае было организовано несколько горячих линий. Пропускную способность магистральных линий и узлов обработки абонентских данных для повышения надежности сетей в Краснодаре, Сочи и других населенных пунктах увеличил «Билайн». Как отметили в компании, это позволило предотвратить негативные последствия лавинообразного роста нагрузки. Также в южных регионах «Билайн» провел агрегацию частотных диапазонов в стандарте LTE. Благодаря увеличению ширины полосы с 5–10 МГц до 15 МГц расширена емкость сети LTE 1800, что позитивно влияет на скорость мобильного интернета. «С середины марта мы постоянно фиксировали рост трафика, связанный с переходом сотрудников компаний на удаленную работу после введения режима самоизоляции. С 4 апреля показатели потребления не изменяются, оставаясь стабильно высокими. При этом активность пользователей мобильного и фиксированного домашнего интернета сохраняется в течение всего дня, — прокомментировал технический директор ПАО «ВымпелКом» в Южном регионе Олег Савчук. — Мы ведем мониторинг качественных и количественных показателей сети в режиме онлайн, и если в том или ином направлении фиксируется повышение нагрузки, то технические специалисты оперативно принимают необходимые решения, чтобы обеспечить ее равномерное распределение». В «Билайне» также продолжают масштабную модернизацию сети 4G в соответствии с ранее утвержденным планом развития сетевой инфраструктуры в Краснодарском крае, реализуя программу по увеличению зоны покрытия. Так, за последние два года «Билайн» увеличил покрытие сети 4G на юге в 3 раза. Как следствие, в новых условиях сеть оказалась готова к возросшим нагрузкам. Сегодня технические подразделения компании работают в штатном режиме, обеспечивая бесперебойное функционирование инфраструктуры. Работа в условиях неравномерной нагрузки — привычное дело и для МТС на Кубани. Особенно с учетом специфики курортного по сути региона. В праздничные дни, периоды крупных международных соревнований оператор работает в гораздо более сложных условиях. Для этого компания заранее планирует и строит сеть с запасом и учетом самых разных ситуаций, пояснил Сергей Ласкавый. На дистанционном управлении Ситуация с карантином вынудила телеком-операторов оптимизировать и внутренние бизнес-процессы. Например, в «Ростелекоме» все сотрудники, которых можно было перевести на удаленный режим, работают дистанционно еще с середины марта. Как уверяют в компании, переход на «удаленку» прошел достаточно быстро и легко: все сотрудники обеспечены необходимыми ресурсами, доступом к программам и приложениям, которые позволяют организовать рабочий процесс в онлайне. Более 40 тыс. работников по всей стране имеют дистанционный доступ к рабочим местам, корпоративной почте, необходимым IT-системам и решениям для проведения аудио- и видеоконференций. Переход на новый формат работы стал возможным благодаря заранее развернутой инфраструктуре удаленного подключения к информационным ресурсам компании и использованию собственных программных продуктов. Как отметил старший вице-президент «Ростелекома» по информационным технологиям Кирилл Меньшов, сложившаяся ситуация совершенно неожиданно придала мощный импульс развитию удаленной работы и цифровизации взаимодействия сотрудников и команд в компании. Наличие практически готовой экосистемы дистанционной работы позволило пересмотреть бизнес-процессы во всех подразделениях и не тратить время на поиск и выбор технических решений. Одним из первых своих сотрудников на удаленную работу перевел «МегаФон». Но, как заметил Игорь Остатюк, перевести на дистанционный режим 100 % персонала невозможно в силу специфики технологического процесса телеком-отрасли. Сейчас работа всей команды нацелена на поддержку самого высокого качества связи, особенно в условиях роста нагрузки на сеть. «Вынужденная цифровизация подтолкнула нас к перестройке обычных бизнес-процессов. На рабочих местах в штаб-квартире компании остались только те сотрудники, чье присутствие критически важно для непрерывности процессов оператора связи. Это 87 человек, среди которых и члены управленческой команды, — рассказал директор краснодарского филиала Tele2 Вячеслав Козин. — Сотрудники IT-департамента менее чем за две недели настроили удаленный доступ для более чем 8000 работников компании по всей России. Мы оперативно организовали три вида доступов: для корпоративных ноутбуков сотрудников, для удаленного подключения к рабочим компьютерам с домашних ПК, для создания виртуальных рабочих столов. Все внутренние коммуникации вывели в независимые онлайн-каналы: мобильную почту, приложение для сотрудников, СМС-информирование». Как заметил Вячеслав Козин, сложнее всего было перевести на удаленную работу операторов контактных центров. Это свыше 2000 человек в Ростове-на-Дону, Саранске, Иркутске, Челябинске. Трудность состояла в том, что такие сотрудники используют специальное оборудование и программное обеспечение. Тем, кто работает на первой линии поддержки, оборудовали домашние офисы, их переводили на дистанционный режим постепенно, чтобы сохранить высокое качество обслуживания клиентов. Но уже в начале апреля почти все операторы контактных центров работали из дома. В Краснодарском крае были введены одни из самых жестких условий карантина, оптимизация в регионе коснулась и фирменных салонов связи операторов. Сегодня для абонентов действуют в основном только интернет-магазины. Как пояснил директор МТС в Краснодарском крае Сергей Ласкавый, большинство вопросов, с которыми пользователи идут в салоны, всегда можно решить дистанционно, через мобильное приложение: подключить или отключить услуги, проверить баланс, пополнить счет. А в интернет-магазине можно заказать любой гаджет с доставкой курьером. Закрытые офисы не мешают компании работать дистанционно и быть на связи с пользователями. «Предоплаченные заказы из интернет-магазина доставляются бесконтактным способом, — пояснил директор «МегаФона» по Краснодарскому краю и Адыгее Игорь Остатюк. — При покупке SIM-карты подготовка договора происходит по телефону, курьер привозит клиенту уже заполненный договор, чтобы минимизировать общение. В текущих условиях мы усилили продажи SIM-карт с саморегистрацией, в том числе на онлайн-площадках. С начала года мы отмечаем двукратный рост спроса на такие карты ежемесячно и планируем развивать их дистрибуцию в дальнейшем». Как считает Игорь Остатюк, вся сфера телеком-услуг будет все больше уходить в онлайн-заказы и бесконтактную доставку физических носителей. Эта тенденция заметна на мировом и российском рынке уже несколько лет, а в новых реалиях процесс только ускорится. Карантин как стимул для развития Карантин заставил телеком-операторов задуматься не только над оптимизацией своей работы, но и над внедрением новых клиентских продуктов в ближайшем будущем. Как пояснили «ДГ. Юг» в «Ростелекоме», с точки зрения оптимизации внутренних бизнес-процессов после окончания карантина в компании изменится немногое. Как только ситуация стабилизируется, сотрудники, работающие дистанционно, смогут вернуться на рабочие места в офис. Но еще до введения карантина рассматривался вопрос о возможности перехода некоторых категорий офисного персонала в один из будних дней на удаленный режим работы. Как показала практика, сотрудники могут работать эффективно и в дистанционном формате. Поэтому, скорее всего, такая практика будет внедрена. «Билайн» еще в 2016 году внедрил и постоянно использует систему удаленной работы BeeFREE — комплекс технологических, коммуникационных и HR-решений, благодаря которому несколько тысяч сотрудников компании могут несколько дней в неделю работать удаленно. Сегодня оператор проводит консалтинг по удаленной работе, организует обучающие программы по работе на дому. Все это помогает компаниям сократить время на переобучение и подготовку своих сотрудников, дает возможность оперативно наладить работу в непривычном режиме, не теряя при этом эффективности. «Мы приобрели колоссальный опыт вывода собственных сотрудников на удаленный формат работы в короткие сроки, — резюмирует Сергей Ласкавый, директор МТС в Краснодарском крае. — Речь идет о тысячах людей по всей стране. И теперь можем не просто предлагать такие сервисы нашим клиентам, имея для этого техническую базу, но и в целом помогать по этому направлению компаниям самых разных масштабов. Сами предприниматели теперь в большей степени готовы внедрять у себя сервисы автоматизации, дистанционного контроля и управления, анализа данных. Надо рассматривать эту ситуацию как стимул к более активному использованию цифровых технологий в бизнесе».

Телеком на карантине. Связь есть!
© Деловая газета.Юг