Эстетика советской архитектуры: 10 фантастических зданий
Советская архитектура – это не только однотипные строения, выполняющие сугубо практичные функции, но и яркие новаторские проекты, которые привлекают внимание своим внешним видом, нетипичным для эпохи, в которую они были реализованы, но при этом стали символом развития, стремления к прорыву и высокотехнологичному будущему. Необычные здания можно увидеть на территории многих городов бывших советских республик. Центральный НИИ робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург Фyтуpистический дизaйн Института рoбототеxники и технической кибернетики, одного из крупнейших научных центров в России, соответствует своему назначению. Институт принимал участие в разработке и испытании космических кораблей «Союз», роботизированного зонда «Луна-16», мобильных робототехнических комплексов и роботов-манипуляторов, здесь же проводились эксперименты с оборудованием космического корабля «Буран», были созданы системы мягкой посадки и жизнеобеспечения. Строили здание по проекту С. Савина и Б. Артюшина на протяжении 14 лет – с 1973 по 1987 годы. Доминанта комплекса – 77-метровая башня-лаборатория, которую называют «белый тюльпан». Комплекс вместе с высоткой и четырехэтажным длинным зданием образует крест, немного искривленный в западной части. Санаторий «Курпаты, Ялта, Крым Корпус санатория «Курпаты», расположенного в 12 км от Ялты в поселке Гаспра, могло бы стать частью вселенной «Звездных войн», как настоящая база альянса повстанцев. Фантастическое здание, известное практически всем, кто бывал в Крыму, - это совместный проект советских и чешских архитекторов, реализованный в 1985 году. Для строительства выбрали единственный свободный в этой местности и не самый удобный участок, отличавшийся высокой сейсмической активностью и склонностью к оползням. Корпус построили по принципу «табурета на трех ножках»: два «диска» с жилыми номерами установлены на трех опорах. Благодаря специфической конструкции архитекторы добились распределения нагрузки на зыбком склоне. Диски выполнены в форме зубчатых шестеренок таким образом, что из каждого номера открывается захватывающий вид на море, но при этом не видно соседей. Внутри каждой опоры спрятан лифт, который доставляет гостей на пляж. В центральной части здания расположен атриум. Свет проникает сюда сквозь стеклянные стены и купол в крыше. Ниже – бассейн с морской водой, который можно увидеть сквозь прозрачный треугольник в центре зала. Здание словно гигантская летающая тарелка «парит» в воздухе, но «соприкасается» с крутым склоном практически на уровне крыши – именно в этой точке, на высоте 56 метров расположен главный вход в санаторий. Министерство автодорог, Тбилиси, Грузия Это удивительное строение создал Георгий Чахава, мечтавший реализовать идею «города-пространства», в котором здания органично вписываются в природный ландшафт. На момент проектирования архитектор занимал должность министра дорожного строительства Грузинской ССР, и таким образом, выступил одновременно заказчиком и исполнителем работ. Здание, насчитывающее 18 этажей, возвели в 1975 году на скалистом берегу реки Кура. Грузия – сейсмоопасный регион, и Г. Чахава учитывал это при проектировании. Конструкция состоит из трёх вертикальных стержней, которые являются несущими опорами всего здания, и пяти горизонтальных двухэтажных ригелей, сложенных друг на друга. В стержнях располагаются лифты и лестницы, горизонтальные части здания представляют собой функциональные зоны. Здание, как и предполагал автор проекта, гармонично сосуществует с природой: между опорными стержнями растут кустарники и деревья, течет ручей, а северную сторону здания овивает плющ. Сегодня в нем располагается банк. Историко-этнографический музей на горе Сулайман-Тоо, Ош, Киргизия До решения о строительстве музея здесь планировали открыть ресторан, однако позже архитектор Кубанычбек Назаров создал проект музея, позволившего сохранить пещеру в священной для киргизов горе. Двухэтажный музейный комплекс строился в 1973 – 1978 годах. Нижний этаж расширен вручную, а верхний оставили в первоначальном виде. Один из самых эффектных элементов музея – вход, который оформили в виде металлической арки, напоминающей ухо, с панорамным остеклением. На стенах пещеры, которая стала выставочным пространством для 35 тысяч этнографических экспонатов, можно увидеть древние наскальные рисунки – петроглифы. В 2009 году пещера включена в список наследия ЮНЕСКО. Кинотеатр «Россия», Ереван, Армения Модернистское здание было построено в Ереване в 1970-е годы на месте черного рынка, а в 1980-е годы стал самым вместительным в Армении и вырос в многофункциональный комплекс. Здесь действовали два разномасштабных, одинаковых по формам кинозала – большой и малый, выставочные залы, танцплощадки и кафе. Изогнутая форма двух частей здания выполняла функцию усилителя звука. На месте стыка двух корпусов кинотеатра архитекторы спроектировали прозрачный потолок, сквозь который зрители могли наблюдать звездное небо после вечерних сеансов. Во время распада Союза кинотеатр пришел в запустение, в середине нулевых его планировали снести. К началу 2010-х часть здания реконструировали и приспособили под торговый центр. Дворец торжественных церемоний, Тбилиси, Грузия Величественный дворец бракосочетаний в Тбилиси – самая известная работа Владимира Джорбенадзе, прозванного Джорбюзье за его страсть к проектам Ле Корбюзье. Здание было построено в 1984 году. Спустя два года его посетила Маргарет Тэтчер, а еще через четыре года там сыграл свадьбу вокалист Deep Purple Иэн Гиллан. Внутри здание представляет собой просторный атриум с алтарем в глубине, его стены украшают фрески, окна выполнены из витражного стекла. Согласно одной из теорий о внешнем виде дворца, он представляет собой слияние мужского и женского начал. На данный момент дворец находится в частном владении и внутрь, к сожалению, попасть нельзя. Киевский крематорий, Украина Здание крематория в Киеве было построено в 1975 году. Если бы не художники Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко, киевский крематорий сейчас выглядел бы иначе: архитектор Авраам Милецкий видел его сугубо функциональным и практичным. Но художники, которых он пригласил, отказались от такой концепции. В проекте они хотели показать значимость жизни каждого человека. Бетонные полусферы, динамично обращенные к небу, задумывались как памятник жизни с ее беспрерывным движением. Проект, который художники назвали «Храм Неба», должен был стать частью масштабного мемориального комплекса «Парк Памяти», который так и не был реализован. Вокруг Байкового кладбища, где находится крематорий, воздвигли 213-метровую стену с барельефами, изображающими сцены человеческой жизни: рождение, любовь, материнство. Художники вкладывали в пластические формы память всего человечества, а стена, по их мнению, должна была помочь людям, потерявшим близких, пережить утрату и задуматься о жизни. А.Рыбачук и В.Мельниченко трудились над барельефами в течение семи лет, пока власти не сочли их творчество деморализующим. Изображения залили бетоном, а стену решили уничтожить. В 1992 году решение отменили, но памятник так и не был восстановлен. Академический театр драмы имени Ф. М. Достоевского, Великий Новгород Драматический театр в Великом Новгороде, построенный в 1987 году по проекту Владимира Сомова, - еще один памятник советскому модернизму. При создании проекта архитектор вдохновлялся древними новгородскими храмами и церквями, при этом оно должно было быть красного цвета, но осталось белым из-за отсутствия необходимого материала. Брутальное здание вызывало недоумение у жителей города, потому что совершенно не вписывалось в его старинную архитектуру. Театр планировали сделать центром культурной жизни Великого Новгорода, площадь которого, согласно планам руководства страны, к концу 1980-х годов должна была вырасти в несколько раз. Вокруг него организовали просторную площадь для проведения городских праздников, на которой установлены фонтаны и водонапорные башни. Сама площадь выложена специально разработанными бетонными модулями. Однако планы властей не сбылись, а само здание оказалось заброшено. Ресторан «Жемчужина», Баку, Азербайджан В момент постройки в 1962 году кафе в форме жемчужной раковины находилось у Каспийского моря, береговая линия которого позже сдвинулась. Конструкцию авторы проекта В. Шульгин и Р. Шарифов заимствовали у испанского архитектора Феликса Канделы, который ранее построил похожий ресторан в пригороде Мехико. Обтекаемые формы здания перекликаются с современным Центром Гейдара Алиева, спроектированым по проекту Захи Хадид. Многоэтажный жилой дом, Кишинев, Молдова 73-метровую высотку в народе прозвали «Ромашкой». Главный архитектор проекта Олег Вронский при его создании вдозновлялся жилищным комплексом «Марина-Сити» в Чикаго. Здесь, на 16 этажах разместились жилые и технические помещения, прачечные, комнаты для сушки и глажения одежды, а на его крыше находится смотровая площадка, напоминающая «летающую тарелку», с которой открывается вид на город. По сей день этот дом остается самым высоким жилым зданием Кишинева.